Елена Гайнанова
Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
Козлова И. Ю.
Публикация «Формирование у детей бережного и сознательного отношения к природе посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа – поэты, художники и философы всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В нашем поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц, животные. Недалеко от детского сада находится лес и озеро, где у детей совместно с взрослыми есть возможность проводить практическую и исследовательскую деятельность в природных условиях.
Для реализации проекта «Природа родного края» с детьми подготовительной к школе группы нами были обозначены подпроекты : «Лекарственные растения», «Хозяин тайги», «Бабочки», «Грибное царство», «Насекомые», «Яркие краски луга» и др., в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В алгоритм работы над проектами происходит включение родителей в проектную деятельность детей.
Главными задачами подпроектов являются :
- формировать представления детей о природе родного края;
- воспитывать у детей элементы экологического сознания, заботливое отношение к природе путем систематического целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой;
- научить конкретным способам исследования объектов природы родного края;
- развивать экологическое мышление в процессе в процессе проведения наблюдений;
- воспитывать чувство сопереживания и желание помочь природе родного края;
- повысить уровень родительской компетентности по вопросам формирования экологической культуры.
Участниками проектов являются : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В нашем ДОУ реализуются разнообразные формы работы с детьми по формированию у них экологических знаний: непосредственная образовательная деятельность, беседы, наблюдения, знакомство с произведениями художественной литературы, экологические досуги, элементарная поисковая деятельность и др.
Для реализации данных подпроектов нами используются различные формы и методы работы с детьми и их родителями. Раскроем проектную деятельность в ДОУ на примере проекта «Хозяин тайги». С родителями проводилась беседа о том, что Хозяином наших лесов является медведь. Поинтересовались, а что интересного могут рассказать родители детям об этом животном. Оказалось, что родители не компетентны в этом вопросе. Поэтому родителям Старовойтовой Валерии, воспитанницы подготовительной группы нашего ДОУ мы предложили сделать совместный проект на тему «Хозяин тайги». Участниками данного проекта являются воспитатели ДОУ, дети и их родители. В процессе работы по данному проекту нами проводились консультации для родителей с рекомендацией источников информации о буром медведе. В совместную деятельность воспитателей и детей включали : беседы о буром медведе (происхождение; образ жизни; размножение; питание; влияние экологических ситуаций и действий человека, повлекшие его исчезновение); чтение художественной литературы; рассматривание картин и иллюстраций. Нам очень интересно было работать над данным проектом, так как было получено много информации об этом животном, которую включили в образовательную деятельность ДОУ. Результатом работы над проектом является презентация на тему «Хозяин тайги», а также макет берлоги бурого медведя, сделанный совместно с детьми.
В заключении работы над проектами, можно отметить полученные результаты:
1. У детей появилось желание общаться с природой родного края и отражать свои впечатления через разные виды деятельности;
2. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы родного края;
3. Ребята стали бережно относиться к природе, появилось стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;
4. Дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобрели свои собственные знаки.
5. У ребят начало формироваться стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. У детей сформировалось осознанно- правильное отношение к объектам природы родного края.
7. Многие дети научились проводить опыты, исследования объектов природы, с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
8. Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысился;
9. Пополнилась предметно-развивающая среда в группе по изучению природы родного края.
Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта :
- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;
- родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;
- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.
Таким образом, проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.
Наблюдая за детьми во время совместной деятельности, изучение продуктов деятельности, выполнение проблемно-поисковых заданий педагогов с детьми и родителями - все это позволяет отметить наличие у всех участников высокого уровня заинтересованности, ярких эмоциональных проявлений по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели (вопросы, обсуждение, оказание и принятие помощи и подсказки, увлеченность в процессе решения проблем (поиск вариантов решения, выбор правильного пути, выражение удовлетворенности от своей работы, заинтересованность в работе). Кроме того наблюдается стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание. Все эти поведенческие реакции – яркие показатели проявления познавательного интереса всех участников проектной деятельности.
Также в ДОУ ведется эколого-оздоровительная работа, задача которой - формирование здоровья и здорового образа жизни детей средствами природы :
1. традиционная система оздоровительной работы (утренняя гимнастика, закаливание и др.);
2. пешие прогулки по участку и за его пределы;
3. психологические тренинги;
4. ходьба по тропе здоровья (выложена из шишек, гальки, веточек, семян каштана, скорлупы грецких орехов, соломы);
5. фитоуголок. (Дыхательные упражнения в уголке фитонцидных
растений.);
6. занятия в уголке доктора Айболита (О лекарственных растениях.);
7. уроки безопасности:
Дорога к дому (о правилах поведения на улице).
Знойное лето (о жаркой погоде).
Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах).
8. подвижные игры (сьедобное-несьедобное).
9. фитобар, полоскание полости рта и горла отварами растений:
ромашка, календула (по графику медсестры – весна, осень).
Мы считаем, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение наших воспитанников ко всему окружающему.
Каков человек - таков мир,
который он создает вокруг себя.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.