Александра Демина
Формирование средств интонационной выразительности у дошкольников разных возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Важным качеством детской речи является выразительность. Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли. Выразительность возникает тогда, когда человек хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится. Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает человека интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание окружающих.
Публикация «Формирование средств интонационной выразительности у дошкольников разных возрастных групп» размещена в разделах
Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных отечественных психологов, таких как Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, а также педагогов - А. В. Лагутина, Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова и др. Ведь выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности дошкольника : открытость, эмоциональность, общительность и так далее.
Поэтому, работа по формированию выразительности речи у дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
Об интонации очень точно сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет». В то время как написать это слово можно только один раз».
Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
- мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз. Это придает речи различные оттенки: мягкость, нежность певучесть, позволяет избежать монотонности. Мелодику создают гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.
- темп - скорость речевого высказывания, или скорость протекания речи во времени: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда выпадают отдельные звуки, слоги. Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.
- пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
- сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;
- высота голоса – повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот.
- логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отельных слов в зависимости от смысла высказывания.
- фразовое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов в зависимости от смысла высказывания.
- ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;
- тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка: слишком застенчивые дети говорят тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах; постоянный шум в помещении вынуждает детей говорить громко, с напряжением. В связи с этим воспитателю необходимо развивать в играх основные качества голоса, приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать умение говорить тихо или громко в зависимости от ситуации. Ребенок должен уметь правильно пользоваться средствами интонационной выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания
Для развития выразительности речи используются различные приёмы. Наиболее распространены следующие словесные приемы:
Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами--пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.
Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Объяснение - раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач.
Указания - разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата. Различаются указания обучающего характера, а также организационные, дисциплинирующие.
Словесное упражнение - многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. В условиях одного занятия широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи, она дается сразу после ответа, с тем, чтобы ее приняли во внимание при ответах другие дети. Оценка чаще касается положительных сторон речи. Если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «поучиться» - попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказать свое мнение об ответе более кратко - похвалой, замечанием, порицанием.
Вопрос - словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. Имеется определенная классификация вопросов. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные: Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? Более сложная категория - поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения: Зачем? Почему? Чем похожи? и др. По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие. Каждый вид вопроса по-своему ценен.
При постановке вопроса важно правильно определить место логического ударения, поскольку ответ ребенка направляет именно опорное слово, несущее основную смысловую нагрузку.
Наглядные приемы - показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др. - также обычно сочетаются со словесными приемами, например, образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
В развитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (гораздо эффективнее провести не просто упражнение на классификацию предметов, сидя за столами, а игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, или с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы. Использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку). Употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты). Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?», красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Обоснованный, разумный отбор нужных приемов во многом решает дело. Благодаря использованию приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.
Проведению работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста предшествует развитие чувства ритма. Ритмические упражнения подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Работа проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. Лучший прием – проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, при этом – сопровождение речи движениями. Например, чтение стихотворения «Мишка косолапый» с покачиваниями в разные стороны, или потешки «Расти, коса, до пояса» с поглаживанием куклы по голове. Со старшими детьми организуют хоровой счет предметов в заданном темпе, выполнение заданий на смену темпа в скороговорках. Для всех возрастных групп прекрасным средством воспитания темпа и ритма является пение. Большое значение для развития чувства ритма имеют музыкально-двигательные упражнения, которые благотворно отражаются на речи ребенка. Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразны : отстукивание определенного такта, изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры и т. д. На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их.
Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Например, игра «Тише, мыши, кот на крыше». Хорошим приемом является проговаривание скороговорок, а также использование дидактических игр, например, «Как позвали мишку». Ведущий неоднократно обращается к мишке, спрятанному за ширмой, с фразой «Мишка, покажись». В зависимости от того, как произнесена фраза. Мишка выполняет разные действия : тихо – ложится, медленно – бредет в развалку, быстро – скачет. Затем роль ведущего выполняют дети.
Менять высоту голоса дети могут, используя звукоподражания при озвучивании животных. Хороший эффект в формировании темпа, ритма, силы, громкости, высоты голоса имеют игровые упражнения с использованием куклы-бибабо. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Куклы позволяют воспитателю незаметно исправлять недостатки речи детей, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.
Проявление эмоций очень живо и выразительно даётся малышам, в меньшей степени или вообще не выполняется детьми старшего возраста. Нередко приходиться отмечать, что эмоциональность, выразительность речи, живость эмоций очень часто проявляются в игре и свободном общении и угасают, теряются в вынужденной ситуации. Детям необходимо показывать, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменением высоты, силы голоса, объяснять, что интонация придаёт речи окраску, помогает выразить чувства. Необходимо знакомить детей с различными видами интонации, учить различать их на слух и выразительно произносить.
С детьми младшего возраста развивать выразительность следует с мимических упражнений. Сначала мы учим узнавать эмоцию, а затем и воспроизводить, предавая эмоциональное состояние при помощи мимики. В этом помогают различные пособия.
Одним из важных моментов в формировании интонационной выразительности речи детей является знакомство с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями, со средствами их выражения и способами обозначения. Нужно показать, как приветливо и радушно встречают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища и т. д. В таких играх, как «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и других закрепляются не только слова вежливых обращений, но и их звуковая форма.
В старших группах преобладают приемы, рассчитанные на творческое использование их детьми. Например, воспитатель вместе с детьми дает характеристику персонажам, что помогает ребенку подыскать подходящие интонации. Какой голосок у Маши? С каким чувством говорит это Катя? Каким голосом вы бы передали ее слова? Как правильнее прочитать начало сказки – медленно или быстро? Какое стихотворение – веселое или грустное? Как звучат слова Васи – ласково или грубо?
Эффективным приемом формирования интонационной выразительности является чтение в лицах (по ролям). Материалом могут служить короткие стихотворения, потешки, прибаутки «Ножки, ножки, где вы были? – За грибами в лес ходили».
В младших группах чтение по ролям сопровождается игровыми действиями и движениями детей, что способствует естественной, непроизвольной интонации. Для старших дошкольников полезным стимулирующим приемом оказывается индивидуальная цель заучивания или чтения: выступление на празднике, подарок маме или бабушке и т. д. Перспектива выступить с чтением мобилизует силы ребенка, вызывает желание прочитать особенно хорошо.
Систематическая работа по развитию интонационной выразительности речи способствует формированию коммуникативной компетентности ребёнка, значительно облегчает ему общение, способствует успешному взаимодействию со сверстниками и педагогами, обеспечивает ребёнку удовлетворение его интеллектуальных и эмоциональных потребностей.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста / С. С. Бухвостова – Курск: Академия Холдинг, 2007.
2. Кубасова, О. В. Выразительное чтение / О. В. Кубасова – М. : Академия, 2005.
3. Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей / Л. Романенко // Дошкольное, воспитание. - М., 2011
4. Хватцев, М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М. Е. Хватцев - М. : Знание, 2006.
5. Шевцова, Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. / – СПб. : АСТ, Астрель, Харвест, 2009.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики
"Волшебная линия"
Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.
1-й вариант.
Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, - по количеству детей.
Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.
2-й вариант.
Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети "рисуют" в воздухе.
"Восклицательный знак"
Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.
Материал. Карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей.
Описание. Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением:
Чудак - восклицательный знак!
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
"Ура! Долой! Караул! Разбой!"
Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.
"Лесенка"
Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.
Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками, фишки - по количеству детей.
Описание. Педагог произносит фразы,
а дети переставляют фишку или
оставляют на той же ступеньке
(в зависимости от повышения или
понижения мелодики).
Игры-упражнения на развитие восприятия темпа речи
"Карусели"
Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.
Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера).
Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:
Еле, еле, еле, еле
(в медленном темпе)
Завертелись карусели
(в умеренном темпе,
А потом кругом, кругом
(в быстром темпе,
Все бегом, бегом, бегом
(бег).
"Курочка и цыплята"
Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.
Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
(медленный темп)
А за ней ребята -
Желтые цыплята
(быстрый темп).
"Барабанщик"
Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка, выполненные из разных материалов : отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот, дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
«Поехали, поехали»
Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.
Описание: Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».
"Осенние листочки"
Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").
Материал. Красные ("медленно", желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.
Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень - не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Игры-упражнения на развитие восприятия ритма речи
«Повтори ритм»
Цель: развивать чувство ритма.
Описание. Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по столу.
Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,
Чи-та-етсказ-ку по скла-дам.
Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,
Ко-зел ша-га-ет по цве-там.
«Подбор рифмы»
Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.
Описание.
1 вариант. Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:
Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не. (Найдёшь? Кушаешь? Млеешь)
Маленький бычок,
Рыженький бочок.
Ножками ступает.
Головой. (Трясет? Вертит? Мотает)
2 вариант. Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:
Наша старшая сестра
Вяжет. (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями)
У меня в кармашке
Маки. (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики)
3 вариант.
Педагог дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:
Шина, машина, прокололась, ехала.
Ехала машина.
Прокололась шина.
Ножки, сапожки, надевай, на, теплые.
Надевай на ножки
Теплые сапожки.
"Язычки-дразнилки"
Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).
Материал. Игрушки "язычки" - индивидуально на каждого ребенка.
Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та. Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в "язычок". Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.
"Забияки-петушки"
Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Материал. Шапочки петухов - для каждого ребенка.
Описание. Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.
"Кегли и мячи"
Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся, заданные наглядной схемой.
Материал. "Кегли" и "мячи", вырезанные из картона, фанеры или пластика.
Описание.
1-й вариант. Объяснив детям, что "кегли" (К) обозначают сильные удары, а "мячи" (м) - слабые, педагог на доске с помощью магнитов прикрепляет их в определенной последовательности, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер, или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер, или КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).
Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.
Усложнение. Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. В этом случае целесообразно проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.
2-й вариант. Педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та-та. или та-Та-та-Та-та-Та., а дети на столах выкладывают "мячи" и "кегли" в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.
«Дорожки»
Цель. Закреплять умение трансформировать зрительно-наглядные схемы в звуковые ритмы и наоборот.
Материал и оборудование. Изготовленные из бархатной бумаги прямоугольники (3x8 см) и квадраты (3x3 см) с приклеенными к обратной стороне кусочками липучки; осязательные коврики (10x40 см) из коврового покрытия.
Описание. Педагог на доске выкладывает схему ритмических рисунков, в которой прямоугольниками обозначены «длинные» звуки (половинные, четвертные, а квадратами - «короткие» звуки (восьмые). Дети моделируют эту последовательность на своих ковриках. Затем педагог вместе с детьми пропевает заданный ритмический рисунок на любой гласный звук.
Важно, чтобы пение ребё нка подкреплялось движением руки по получившейся цепочке прямоугольников и квадратов: ведя пальцем по прямоугольнику, ребёнок тянет звук; ставя палец на квадрат - произносит звук кратко.
«Продавец»
Цель: развивать чувство ритма, учить воспроизводить ритмический рисунок.
Оборудование: металлофон.
Описание: проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди:
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрешки расписные,
Есть машинки заводные.
«Подскажи словечко» :
Цель: учить подбирать рифму к словам.
Описание:
Раным-рано по утру Гуляю на балконе я
Лейку новую беру. Там, где цветет (бегония)
Мне воды не жалко.
Пей, моя (фиалка)
«Осенние листья»
Цель: учить координировать ритм движений и речи
Описание:
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и
указательным пальчиками.)
«Листья»
Цель: учить координировать ритм движений и речи
Описание:
Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
«Помощники»
Цель: учить координировать ритм движений и речи
Описание:
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в
ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в
ладоши; повторить)
Хороводная игра «Снежная баба»
Цель: учить координировать ритм движений и речи
Описание:
Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, катят перед собой
Мы снежную бабу слепили у дома. воображаемый ком)
Стоит наша баба у самых ворот. («рисуют» руками три круга,
начиная с маленького)
Никто не проедет, никто не пройдет. (грозят указательным пальцем
сначала правой руки, потом левой)
Знакома она уже всей детворе, (идут по кругу, последние слова
А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» говорит один ребенок- Жучка)