Татьяна Локалина
Формирование основ безопасности в режимных моментах через игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет. Что сложившаяяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогоу мы испытываем за самых безащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Публикация «Формирование основ безопасности в режимных моментах через игровую деятельность» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Правила поведения и меры безоапсности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведедения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев.
Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнеием.
Направления, которые используются в работе с детьми по формированию основ безопасного поведения, очень разнообразны. Все чему научатся дети, знания, которые они получат, они должны уметь применить на практике.
У детей формируется целостная картина мира, расширяется их кругозор в части представлений о возможных опасностях, которые их подстерегают в окружающем мире, способах их избегания.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей должно быть в игровой форме. Во время игры можно разыграть множество ситуаций, которые могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных положений. Из опыта работы, могу сказать, что детям нравятся сюжетно-ролевые игры на любую тематику: дорожную, в природе, дома и т. д. Хорошо на позитивной волне проходят рассматривании и обсуждение плакатов с различными ситуациями.
Дети с удовольствием слушают то, что я им рассказываю, на следующий день они приходят в сад и рассказывают о том, что происходило на дорогах когда они шли или ехали домой и у них начинается оживленная дискуссия на тему: «Кто прав, кто виноват?». Иногда мы проигрываем ситуации на дрогах на макете перекрестка, и выясняем, кто и как должен был поступить в данной ситуации. Дети любят обсуждать реальные и придумывать новые ситуации на дорогах.
Так же во время бесед (беседы не на тему правил дорожного движения) мы рассматриваем предметы быта и рассуждаем: «Могут ли они быть опасными, если да, то почему?». Если еще год назад дети сбивчиво отвечали на поставленные вопросы, то теперь они более твердо отстаивают свое мнение, и четче описывают признаки предмета, по которым можно предположить что тот или иной предмет опасен.
При обучении детей правилам дорожной безопасности использую самые разнообразные игры: дидактические; интеллектуально-познавательные (путешествия, викторины); сюжетно- ролевые; театрализованные и игры-драматизации; с использованием макетов; подвижные игры.
Применение макета очень многообразно. Дети моделируют ситуацию на дороге. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада. Макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве. В игровой форме дети изучают все опасные участки дороги, находят безопасные маршруты до детского сада.
Ролевая игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений.
Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.)
В процессе обучения детей основам безопасного поведения в быту большую роль играют разнообразные словесные игры. Содержание игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Так как например: Игра «Как избежать неприятностей дома», «Опасно не опасно». Дети имеют представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, предостерегая их от несчастных случаев.
При обучении детей основам безопасного поведения в природе играем в настольно-печатные игры. Они разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и многое другое. Дети, играя показывают и сопровождают свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо».
Для того, чтобы детям было удобно представить опасную ситуацию с незнакомцем, использую наглядные методы, например, просмотр видеороликов по данной теме. После просмотра подобных видео, детям будет удобнее и проще смоделировать игровую ситуацию самостоятельно.
Знакомство с правилами обращения с огнем осуществляется во всех видах игровой деятельности. Например, сюжетно-ролевая игра. В процессе игры-пожарная эвакуация у каждого ребенка появляется интерес и уважение к труду пожарных. Во время подвижных игр дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности.
В обязательном порядке в своей работе я затрагиваю здоровый образ жизни. Объясняю детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Ежедневно систематически с детьми дошкольного возраста формируем навыки личной гигиены. Рассказываю об устройстве и работе организма, обращаю внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняю необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Необходимо уделять внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют такие ситуации «Как устроено тело человека?», «Красота и здоровье», Одежда и здоровье», Отношение к больному», Действия при кашле и чихании», «Чем ты огорчен?» и т. д. заканчивать каждое занятие следует позитивно.
В качестве дополнительного материала я включаю в работу использование литературных произведений : стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с педагогическими задачами.
Все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. С использованием средств моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей улучшился. Произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание «правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей.
В целом от изучения основ безопасной жизнедеятельности я получаю положительный результат, что обещает хорошее будущее моим воспитанникам. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации. Благодаря нашим стараниям дети ориентируются в окружающем пространстве, умеют с достоинством выходить из сложных ситуаций. А в связи с полученными знаниями в дошкольном возрасте им будет легко шагать по взрослой жизни.