Папки-передвижки

Формирование личности младшего школьника

Ольга Поздеева
Формирование личности младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование личности младшего школьника.

Личность – это особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности.

Публикация «Формирование личности младшего школьника» размещена в разделах

Личность младшего школьника формируется постепенно, под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т. е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка.

Личность, как субъект проходит три фазы своего становления:

1. Фаза адаптации – усвоение норм и ценностей и овладение средствами и формами деятельности и уподоблением индивида другим членам этой общности.

2. Фаза индивидуализации – с обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением личности к максимальной персонализации. Индивидуализация раскрывается в систематическом обучении и в других видах деятельности (игра, простейшие трудовые навыки, занятия спортом, искусством и т. д.).

3. Фаза интеграции – с противоречием между быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять лишь те его особенности, которые способствуют её развитию и тем самым развитию его самого как личности.

Проблема формирования личности умственно отсталого ребенка относится к числу наименее разработанных.

Представления умственно отсталых детей о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, воспитателей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Эмоции и чувства младшего школьника представляют собой отражение в сознании реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживаний (эмоции, аффекты, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу личности. Т. е. если эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания, то эмоциональная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.

Выготский Л. С. писал что: «Эмоции в детском возрасте не подавляются и ослабевают, а кривая развития эмоций идет вверх от аутистических интеллектуальных процессов, к реалистическому интеллектуальному процессу, вернее происходит «синтез интеллектуального и эмоционального» процесса».

Исследования А. Г. Закаблук позволяют утверждать, что эмоциональная сфера младших школьников характеризуется :

1. Легкой эмоциональной отзывчивостью и окрашенностью восприятия, воображения.

2. Непосредственностью и откровенностью.

3. Готовностью к аффекту страха.

4. Большой эмоциональной неустойчивостью.

5. Эмоциогенными факторами являются игры, общение со сверстниками и успехи в учебе.

6. Свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются.

Весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний. Изменения с возрастом претерпевают два типа реакции гнева: взрывные реакции гнева и направленные реакции гнева, в следствии недовольства и наказания со стороны взрослого.

Дети склонны к проявлению негативных эмоций это:

• Не адекватные аффективные реакции – эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации (или субъективно воспринимаемые окружающими как не соответствующие ситуации).

• Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме – лезет драться, сколько в словесной – грубит, дразнит.

• Переживание стыда ребенок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых.

По мнению И. В. Дубровиной можно выделить три выраженные группы детей с эмоциональными нарушениями:

• Агрессивные дети.

• Эмоционально – расторможенные дети.

• Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети.

Все без исключения умственно отсталые дети получают необходимое им общее образование и подготовку к трудовой деятельности. Результатом этого является положительное развитие личности подавляющего большинства умственно отсталых детей.

Коррекционная школа много делает в смысле подготовки своих воспитанников к труду в сфере материального производства. При этом уделяется существенное внимание и вопросам правильной профессиональной ориентации учащихся.

Правильное воспитание и обучение умственно отсталых детей в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения школьника, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций, как указывал Л С Выготский, довольно частое, но не обязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Следовательно, для того чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести специальную кропотливую работу. Воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно. Адекватное развитие личности учащихся в коррекционных школах является результатом напряженного и вдумчивого педагогического труда педагогов этих школ.

Одна из трудных, но важных задач – развитие у умственно-отсталых детей высших культурных потребностей. Надо сказать, что эта задача встает и при воспитании психически полноценных детей. Для того, чтобы прививаемые взрослыми моральные нормы и нравственные представления стали прочными убеждениями, необходимо, чтобы эти нормы и представления нашли опору в личных духовных потребностях школьника.

Один из классиков олигофренопедагогики – Э. Сеген писал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего "не знает", "не может" и "не хочет". При этом он придавал главное значение последнему, т. е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей. Он считал, что умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений (в отсутствии духовных интересов и потребностей).

Характеризуя облик умственно отсталых школьников, Л. В. Занков также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.

Младший школьный возраст — возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности — учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственого поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны — склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина — потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их — недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство — своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

развивать эмоционально - личностную и речевую сферы детей младшего

школьного возраста с ЗПР, длительное время пребывавших в условиях

социально - психологической депривации.

Задачи программы:

- расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности, привлекая внимание к явлениям внутреннего мира человека, к собственным эмоциональным ощущениям;

- развивать самосознание, осознанное восприятие чувств;

- уточнять и расширять словарный запас детей в связи с расширением непосредственных впечатлений от восприятия окружающего мира природы, музыки, социальных явлений;

- формировать и совершенствовать целенаправленность и связность высказывания, развивать точность употребления слов;

- развивать навык контроля над своими поступками, способности давать им объективную оценку и соотносить с общепринятыми нормами поведения;

- приобщать детей к ценностям сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- формировать социальную модель поведения в процессе знакомства с нравственными категориями;

- воспитывать любовь к природе;

- развивать эстетический вкус, воспитывать чувство прекрасного;

- развивать сенсорную, умственную, речемыслительную деятельность.

Важно научить учащихся быть самостоятельными, легко адаптироваться в жизни, противостоять сложным жизненным обстоятельствам, быть в постоянном поиске новых знаний, развивать у детей творческие, интеллектуальные способности. Для этого проводятся следующие мероприятия:

• Воспитательские занятия

• Тематические недели

• Месячники

• Конкурсы рисунков, поделок

Общешкольные мероприятия

Слабость побуждений умственно отсталых детей неравномерна. Элементарные органические потребности у большинства умственно отсталых детей совершенно адекватны, и их побудительная сила с годами все увеличивается.

Больше того, вследствие слабости корковой деятельности либо чрезмерной возбудимости подкорковых образований головного мозга (нередко это встречается в сочетании) у ряда детей, обучающихся во вспомогательных школах, наблюдается повышенная расторможенность влечений. Их аппетит или жажда отличаются неумеренностью и безудержностью; так же безудержны, могут быть развившиеся (при неблагоприятных условиях) преждевременно сексуальные устремления. Поэтому формирование личности ребенка при таком соотношении его познавательных интересов и потребностей, с одной стороны, и элементарных органических побуждений – с другой, представляется делом исключительной трудности.

Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование ее направленности. Понятие "направленность личности" было введено известным советским психологом С. Л. Рубинштейном. Понятие это расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. К чему стремится ученик, вспомогательной школы : хочет ли он работать, читать, заниматься спортом, либо главные его устремления состоят в желании развлекаться, потреблять то, что могут дать ему родители и государство?

И поэтому трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство.

В процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль. Когда же, наконец, удается сделать нужную вещь правильно, воспитанник испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.

Так же большое значение для формирования личности имеет коллектив, в котором она развивается.

Таким образом, формирование личностных качеств ученика коррекционной школы, так же как и любого иного ребенка, происходит в онтогенезе. Огромную роль в воспитании играет приобщение ребенка к посильному труду. Важнейшая роль в воспитании принадлежит коллективу, в котором ребенок развивается. Речь идет о семейном, школьном и трудовом коллективах.

Коррекционная школа ставит перед педагогом - дефектологом три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, скоррегировать имеющиеся у них дефекты и таким образом – подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личности младшего школьника
Опубликовано: 25 октября 2024 в 17:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование личности младшего школьника» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Поздеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД