Оксана Платонова
Формирование финансовой грамотности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вам опыт моей работы по формированию финансовой грамотности старших дошкольников.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Публикация «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников» размещена в разделах
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Меня эта тема заинтересовала и я стала прорабатывать эту тему в рамках самообразования.
Изучив подробно особенности основ экономического воспитания в дошкольном возрасте, я разработала систему работы по данному направлению и успешно ее внедряю в свою работу с детьми.
Чтобы дошкольникам было понятно и интересно я старалась подбирать разнообразные приемы, формы работы с детьми, наиболее приемлемые для данного направления. через которые я помогала создать у ребят правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка, и только играя, мы это можем сделать.
Сделать экономику доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, мои ребята с удовольствием играли в магазин, кафе, воспроизводили действия взрослых, — примеряли на себя функцию продавца и покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). При этом я брала на себя ведущую роль, проговаривала все манипуляции, обогащая словарный запас детей экономическими терминами. В игре использовали условные деньги — разноцветные фантики.
Затем я предложила ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Игру в «Магазин» усложнила: ассортимент продуктов расширился, их уже нужно взвешивать, ввела роль кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Учились расплачиваться банковской картой. Вводить пин-код. Играли в супермаркет, где предлагают не только продукты, но и одежду, игрушки. Для реалистичности игры вместе с детьми изготавливали ценники для товаров, обсуждали сколько какой товар будет стоить.
В ходе игр создавала для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?
В свободное время дети моей группы любят играть в настольные и дидактические игры. «Профессии», где ребята узнавали о различных видах труда, «Магазин» - дети узнавали о видах магазинов, и что может продаваться в них. Так же игры «Найди пару», «Что в кошельке?», «Что можно купить за деньги?».
Изготовив альбом и лепбук по фнансовой грамотности, мы смогли играя, проработать такие темы, как «Семейный бюджет», где дети учились распределять бюджет, и узнавали на что он тратится, и как экономить. В игре «Товар и услуги» учились определять где товар, а где услуга, ещё такие игры «Подбери монетки», «Идём за покупками», «Размен», «Накопи», «Что дешевле?», «Что дороже?»
Включала интересные игры «Откуда хлеб пришёл?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье?» и пр., с помощью которых дети устанавливали последовательности действий для изготовления какого-то продукта. В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп. Очень ребятам нравилось играть в «Сортер из монеток», когда нужно было разложить монеты по стаканчикам соблюдая их номинал.
Значительное место отводила сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные и авторские сказки представляют как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями.
Так, в игре –драматизации по сказке «Гуси - лебеди», знакомила дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «стипендия», «бюджет семьи», объясняла из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг уходит бюджет. Применяла в работе с детьми авторские сказки «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», ребята узнали, что такое бизнес, почему растут цены, почему денег всегда бывает мало и как их лучше тратить.
Экономика –замечательная тема для развития у дошкольников коммуникативных навыков.
В работе с детьми эффективна такая форма организации как интервью. Порой я ставила перед детьми чёткие вопросы, например «Что будет, если у нас в городе закроют все магазины одежды?», «Откуда берутся деньги?», «Что будет, если на хлебозаводе вместо хлеба стали производить мороженое?». В ходе обсуждения ребята учились высказывать своё мнение. А порой дети брали роль корреспондента на себя и сами придумывали вопросы «Что случится, если все взрослые перестанут работать?», «Что будет, если у нас в городе не будет транспорта?», «Что будет, если взрослые не будут получать зарплату?». У детей совершенствуется объяснительная и доказательная речь.
Также в процессе таких игр в корреспондентов, ребята научились рекламировать игрушки и разные предметы, научились правильно воспринимать рекламу.
В подвижных играх также заложен большой потенциал для развития основ финансовой грамотности.
Разучили с детьми подвижные игры, например «Мы монетки», «Найди пару», «Кто быстрее?», «Коршун», «Продукты питания», различные игры-соревнования.
Игры с прищепками «Передай монетку» – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку к монетке и передать товарищу.
Экономическое воспитание имеет тесную связь с трудовой деятельностью дошкольников. Она воспитывает в детях такие важные качества, как бережливость, ответственность, хозяйственность. Ребята очень любят помогать взрослым и всегда доводят поручения до конца.
Я постоянно обращаю внимание детей на испорченные вещи –сломанные игрушки, порванные книги, показываю, как можно починить и совместно с ребятами исправляем.
В художественно-эстетической деятельности с ребятами проводила лепку
«Монетки в копилке», осваивали с детьми нетрадиционную технику рисования «Фроттаж», рисовали «Денежное дерево». Совместно с детьми придумывали и рисовали современные деньги.
Очень ребятам понравилось работать с раскраской «Как сорока карту потеряла». Суть раскраски была не только в том, чтобы раскрасить сюжет на экономическую тему, но и объяснить пословицу к данной картинке. Например: «Копейка к копейке – проживет семейка», «Кто долго спит – тот денег не скопит».
Одним из условий в обучении финансовой грамотности является предметно - пространственная развивающая среда. В нашей группе изготовлен был игровой «Банкомат», атрибуты для игры в «Сбербанк», деньги для игры в «Супермаркет», «Аптека», «Салон красоты», и пр. В свободном доступе для детей атрибуты для игр, дидактические игры, экономические ребусы. Изготовлен был лэпбук «Юный финансист», альбом «История возникновения денег», альбом «Профессии прошлого» и многое другое.
Конечно же, работа по воспитанию финансовой грамотности проходит в тесном контакте с родителями воспитанников. Интересно прошел конкурс «Лучшее фото копилки», где родители и дети с удовольствием поделились с фотографиями своих копилок и рассказали о том, на что ребёнок потратит накопленные деньги. Принимали участие в выставке «Чудо кошелёк».
В родительском уголке систематически размещаю консультации «Финансовая грамотность в каждый дом», «Как воспитать ребёнка успешным?» и др. Наши родители помогали нам в организации и пополнении развивающей среды.
Спасибо за внимание.