Ирина Соловьева
Консультация для родителей «Если ребенок берет чужое»
▼ Скачать + Заказать документы
Детское воровство – одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает и родителей, и педагогов. И это неудивительно, ведь случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.
Что испытывают родители, сталкиваясь с детским воровством? Рассеянность, страх, стыд. А что испытывают сами дети, взяв что-то чужое? Ведь это не только радость обладания желанной вещью. Одновременно ребенок испытывает страх быть застигнутым на месте преступления, стыд, боязнь разоблачения. Несколько позже ребенок обнаруживает, что он не может свободно пользоваться присвоенной вещью, если не объяснит факт ее появления. Еще через некоторое время ребенок может стать свидетелем горя бывшего хозяина украденной вещи. Он слышит, как осуждают вора окружающие люди, и его еще сильнее охватывают стыд и страх разоблачения. Этого бывает достаточно, чтобы ребенок больше никогда не захотел присвоить чужую вещь - даже если его не поймали. Если же его уличают, и он прилюдно извиняется, это, как правило становится уроком на всю жизнь.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребенок берет чужое“» размещена в разделах
Когда же ребенок начинает воровать часто, то в первую очередь от реакции родителей зависит, перерастет ли это в дурную привычку. Ведь дети до момента оценки их поступка взрослыми не понимают, плохо они сделали или хорошо.
В два года для малыша все общее, но в пять – семь лет воровство говорит о некотором пробеле в нравственном воспитании. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления; во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания; в-третьих, эмоционально благополучные дети.
Одной из причин может являться нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. По мнению психологов таким образом с помощью воровства ребенок хочет привлечь к себе внимание родителей, пусть даже и негативным способом. И для родителей это звоночек, чтобы задуматься: все ли в порядке у ребенка, не испытывает ли он дискомфорт, возможно, даже и в семье. И если разгневанный родитель кричит : «Ты украл, поэтому и знать ничего не желаю!», значит, он не хочет знать вообще ничего, а хочет только продемонстрировать перед окружающими, перед, самим собой и перед собственным ребенком собственную непогрешимость. Но самодовольная, нетерпимая, безжалостная добродетель никогда не служила для людей благим примером. Она способна только отпугнуть и озлобить.
Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.
Воровство может быть также способом самоутверждения, это тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок способен на многое. А здесь уж какая компания попадется. Совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей. Вам нужно знать товарищей своего ребенка, подружиться с ними, знать, как они проводят свое свободное время, познакомиться с их родителями.
Как же правильно вести себя, поймав «воришку»?
Никогда не устраивайте разбирательств под горячую руку. Никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если кроме него некому. Исключение – когда вы застали его на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения. Дайте ему понять, как вас это огорчает. Совместный поиск решения любой проблемы, спокойная беседа лучше выяснения отношений.
Оставляйте ребенку шанс исправиться. Украденную вещь необходимо вернуть хозяину, можно пойти вместе с ребенком. Обращайте внимание на тех, с кем он дружит, ребенок мог попасть под плохое влияние. Постарайтесь понять причины такого поступка, возможно за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема.
Воровство нужно предупреждать, объясняя своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», обязательно обращая внимание ребенка на переживания человека, утратившего нечто. Познакомьте ребенка с правилом : «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Ребенок должен твердо усвоить, что воровство наказуемо, что оно приносит моральные страдания, а владение украденной вещью не всегда приносит то удовольствие, которое хотелось бы получить. Именно на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки следует обращать внимание детей. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвать вместо раскаяния и желания исправиться отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже.
Не забывайте, что первые и самые главные уроки нравственности дети получают в семье, наблюдая за поведением близких. Научите ребенка иметь сильную волю, быть ответственным, уметь сопереживать и ставить себя на место другого.
Доверительная беседа – лучшая профилактика возможных осложнений. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Пусть ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.
В любой ситуации ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.