Ирина Мельничук
«Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Послушаем свое дыхание»
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И. п. – стоя, сидя, лежа. Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
Куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
Какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
Тихое, неслышное дыхание или шумное.
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
Публикация «„Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением всего организма и психики.
И. п. – стоя, сидя, лежа.
В: медленный вдох через нос, сделать паузу, затем плавный выдох через нос.
Повторить 5-10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже поставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
«Подыши одной ноздрей»
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.
И. п. Сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
В: 1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох.
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.
«Воздушный шар»
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И. п. – Лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони.
В: Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. 1. Медленный, плавный вдох, без каких – либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. 2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
«Ветер»
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И. п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено.
В: Сделать полный выдох носом. Втягивая в себя живот, грудную клетку. 1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. 2. Задерживать дыхание на 3-4 секунды. 3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывисыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
«Радуга, обними меня»
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И. п. – Стоя или в движении.
В: 1. Сделать полный вдох носом с раздвижением рук в стороны.
2. Задержать дыхание на 3-4 сек.
3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначало направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.
Цели: 1. Научить детей дышать через нос.
2. Укреплять диафрагму легких.
«Наш носик». Погладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцами. Повторить 5-6 раз.
«Глубокое дыхание». Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую (левую) ноздрю, по очереди зажимая «отдыхающую» ноздрю указательным пальцем.
«Звук (м)». Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук (м-м-м, одновременно, постукивая пальцами по крыльям носа.
«Ба-бо-бу». Вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу», «г-м-м-м».
«Штангисты». Быстро втянуть живот внутрь, одновременно резко выдохнув через нос.
«Дразнилка». Во время выдоха раскрыть рот широко, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком достать до подбородка и беззвучно произнести звук (а-а-а).
«Барабан». При вдохе носом оказать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время продолжительного вдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.