Ольга Панченко
Двигательная активность детей во время занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Восточное Окружное Управление Образования
Департамент Образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа №1373
Конспект выступления на педагогическом совете
Тема: «Двигательная активность детей во время образовательной деятельности по математике и развитию речи»
Составитель: Воспитатель
Панченко Ольга Николаевна
Москва 2024
Актуальность проблемы
Публикация «Двигательная активность детей во время занятий» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
В последнее время медики и педагоги с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Известно, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Поэтому не следует ограничивать образовательную деятельность в дошкольных учреждениях каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будет ОД, тем больший эффект она даст. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.
Движение – не только врождённая потребность человека, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребёнком мира, умения ориентироваться в нём, а также средство всестороннего развития. В процессе движения дети испытывают неподдельную радость.
Формирование у дошкольников потребности в движении в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие его взрослые смогут создавать благоприятные условия, способствующие своевременному развитию моторики.
Возрастные особенности двигательной активности дошкольников :
Младшие дошкольники 3-4 года - имеют небольшой двигательный опыт. Их движения характеризуется стремлением к самостоятельности действий с различными предметами и физкультурным оборудованием, например обручем, мячом, резиновым кольцом, кубиком и т. д. На четвёртом году жизни дети начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Они уже способны выполнять несложные двигательные задания : восхождение на горку и сбегание с неё, проползание под разными предметами, в бросании мяча и бег за ним и т. д.
Двигательная активность детей от 4 до 5 лет во многом обусловлена достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением действовать небольшими группами. В этом возрасте интересно выполнять более сложные движения, требующие скорости, ловкости и точности действий.
Двигательной активности детей от 5 до 7 лет является оптимальное развитие их двигательных способностей. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются двигательные умения и навыки, физические и волевые качества, наблюдательность.
Рассмотрим вариант организации обучения детей в комплексе с физическим развитием.
Математика
Повысить двигательную активность детей можно, включая в интеллектуальную деятельность такие игры и упражнения, которые предполагают решение программных математических задач в подвижной форме.
Подвижные компоненты занятий по математике можно сгруппировать в следующие этапы:
Первый этап включает в себя упражнения на счет движений:
Например, наклониться столько раз, сколько воспитатель (или на один раз больше).
Можно предложить выполнить движения (прыжки, наклоны, повороты, упражнения для рук или ног) по названному числу или показанной цифре.
Второй этап содержит упражнения на познание величины предмета и сравнение конкретных протяженностей через двигательный анализатор. Например, понятие «ширина» более естественно познается ребенком не с помощью специально вырезанных абстрактных бумажных полосок, а путем перешагивания (или перепрыгивания) «ручейка». Детям предлагается сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть, почему.
В третий этап входят упражнения на ориентировку в пространстве: для рук, ног, плечевого пояса, по бросанию мяча в указанном направлении, на движения в заданном направлении, на ориентировку по схеме, на развитие глазомера (например, сбить ту кеглю, которая стоит слева от названного ребенка).
Четвертый этап включает задания-эстафеты, в ходе которых ребенку предлагается как можно быстрее определить количество предметов либо провести группировку по форме, либо сравнить предметы по величине. Например, каждому участнику команды по очереди надо допрыгать на правой ноге до обруча, положить в него пять четырехугольников, бегом вернуться назад, стать в конце колонны.
Пятый этап состоит из дидактических игр по формированию математических представлений, которые можно проводить в подвижной форме.
Каждое непосредственно образовательная деятельность или развивающая ситуация по математике может включать упражнения и игры не менее чем из трех этапов. Таким образом, дети получат возможность активно двигаться в течение минимум половины каждого занятия по математике. В процессе комплексных занятий дети не устают, так как часто меняют виды, темп, амплитуду движений, место их выполнения. В ходе занятий по математике разнообразная двигательная активность снимает утомление, активизирует память, мышление.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, или без него.
Пример:
«Как на горке”
Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)
Снег, снег, снег, снег. (Двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой») Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).
Развитие речи Н
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи:
1. Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч.
• «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.) : стол-столик, стул – стульчик, платье-платьице, дом – домик и т. д.
• «Один-много» (образование мн. ч. сущ. в Им. и Род. падеже) : кукла-куклы- (нет) кукол, книга-книги- (нет) книг …
• «Какой сок?» (образование относительных прилагательных) : яблоко – яблочный, слива- сливовый, виноград-, шёлк - …
• «Скажи наоборот» (использование антонимов) : длинный-короткий, высокий-низкий, широкий- узкий, больной – здоровый, старый - …
• «Назови детеныша» (волчица - волчонок, белка – бельчонок, овца – ягнёнок, медведица -)
2. Взрослый бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой другому члену семьи.
«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)
Туфли, валенки, сапоги, сандалии, тапочки… - обувь.
«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных) : лисий, заячий, медвежья, беличья …
Игры на формирование звукопроизношения:
«Мяч передавай и слово называй». Ребенок передает мяч и называет слово на заданный звук. (С, З, Л, Р и др.)
«Счет предметов» (согласование сущ. с числительными) Ребенок считает и отбивает мяч от пола.
«Проговори скороговорку». Ребенок проговаривает скороговорку и передаёт мяч.
Проворонила ворона вороненка. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Игры на развитие фонематического слуха:
«Умный мячик». У ребенка мяч. Взрослый произносит слова, ребенок, услышав слово с заданным звуком, подбрасывает мяч над головой.
Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)
Усложненный вариант: взрослый произносит стихотворный текст.
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
«Мяч перекати, звук в слове замени» Взрослый и ребенок сидят на ковре, перекатывают мяч друг другу. Ребенок заменяет первый звук в слове на заданный звук. Ш:
сутки-шутки
крыса-крыша
миска-мишка
марс-марш
сок-шок
споры-шпоры
сабля-цапля.
Подвижные речевые игры:
К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, игры - потекши с пальчиками и т. д.
Методика, которая особенно полюбилась нашим детям - это "Алфавит телодвижений".
Цель методики - с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению грамоте.
«Алфавит телодвижений» это комплекс двигательных действий, был назван
С. И. Веневцевым, который состоит из 33 поз образно представляющих буквы алфавита.
Дети на слух и зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву.
В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями. Благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся.
Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы доступны детям и имеют обще развивающий характер: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полу приседы, приседы.
Таким образом, данная методика решает несколько задач одновременно :
Обучение грамоте, оздоровление, коррекцию их двигательной сферы, нормализацию состояния эмоциональной сферы, профилактика невротических проявлений.
Предполагаемый результат повышение двигательной активности в образовательной деятельности, способствует: овладению разными видами познавательных ориентировочных действий лежащих в основе умственного развития дошкольников, мыслительных процессов и наглядно - образного, логического мышления.
Список используемой литературы:
1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет /
Е. А. Алябьева. – М. : Сфера, 2005.
2. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З. А. Михайлова. – М. : Просвещение, 1985.
3. Сухарев, А. Т. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А. Т. Сухарев. – М. : Знание : Медицина, 1976
4. Воронова А. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет М., Творческий центр “Сфера”. 2006 г.
5. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считалка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников.
6. С. И. Веневцев. Алфавит телодвижений