Новикова Людмила Владимировна
Двигательная активность детей на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребёнка развивается не только художественный вкус, творческое воображение, любовь природе, людям.
Публикация «Двигательная активность детей на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у ребёнка в опоре на практические действия. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий, а звучащие музыкальные образы вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950).
Специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. Контрастные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередования фраз – всё это может передаваться в движении. Музыка способствует выразительности движений.
Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ, кровообращение. Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.
Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность.
На музыкальных занятиях используют следующие виды ритмики:
музыкально-ритмические упражнения;
танцы, пляски, хороводы;
музыкальные игры.
В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: притопы, выставление ноги на пятку, на носок, ковырялочка, всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, а также, упражнения на разнообразные построения: движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т. д.
Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.
Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, летящие птички, крадущиеся кошечки и т. п., будят фантазию детей, творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в пространстве, в мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.
Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы, хороводы.
Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию.
В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов, петрушек, звёздочек и т. п.).
К свободным танцам относятся пляски и хороводы, придуманные детьми. В них используются знакомые элементы танцев. На первом этапе педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту, или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и создают «свою» пляску.
Методические приемы: Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.
Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.
Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.
Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не связаны с музыкой.
Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.
Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.
Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.
Умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогают превратить этот процесс в интересное для детей занятие.
Музыкальная игра - разновидность игровой деятельности в детском саду. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).
В сюжетных играх необходимо выразительно передать образы музыки, а в несюжетных– выполнить задание, связанное с общим настроением
музыки, её выразительными средствами (темп, динамичные оттенки, метроритм, форма произведения).
Например, в сюжетных музыкальных играх : «Зайцы и лиса», «Васька кот», «Кот и мыши» дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей. В несюжетных играх «Игра с бубнами», «Ищи игрушку» ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки.
В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов, музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления).
Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг, сужение и расширение круга дробным шагом.
Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.
Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально – теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятия музыки, улучшает координацию движений.
В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.
Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонически развитой личности.
Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ, кровообращение. Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.
Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность.
Конечно, музыкально – ритмические занятия в детском саду не ставят целью сделать из детей профессиональных танцоров – педагог дает первичные представления о танцах, базовых движениях, азы хореографии, и если у ребенка есть способность к изучению танцев – то это видно сразу. Занятия хореографией в детском саду соответствуют требованиям ФГОС ДО и отражают сразу несколько образовательных областей. Они направлены на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, решая задачи социально-коммуникативного развития.
Задачи познавательного развития решаются в процессе знакомства с культурой народов, у детей развивается познавательный интерес, воображение и творческая активность.
Формируются элементарные представления о видах искусства, восприятие музыки, самостоятельность в творческой деятельности детей как реализация задач художественно-эстетического развития.
В ходе занятий дети знакомятся с названиями движений, элементами костюмов, названиями реквизита для танца, стилей и направлений характера музыки, названиями танцев, что способствует речевому развитию дошкольников. В работе с детьми я отметила, что музыкально – ритмические занятия :
развивают художественный вкус;
развивают чувство ритма и темпа;
появляется ловкость и грация в движениях;
развивается актерское мастерство;
формируют умение работать на результат;
дети становятся физически сильнее и выносливее;
укрепляется опорно-двигательный аппарат и мускулатура, улучшается осанка;
двигательная активность укрепляет иммунитет, дети меньше болеют;
развивают волевые качества личности ребенка, дети учатся преодолевать трудности; улучшаются память, воображение, мышление;
скованные, стеснительные дети обретают уверенность;
формируется умение детей работать слаженно в группе сверстников.
В планировании учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Изучение танцевальных элементов проходит в соответствии с возрастом.
В средних группах детского сада (4-5 лет) основной упор идет на изучение различных, красивых и несложных танцевальных элементов. Выполняются упражнения для разогрева мышц и формирование правильной постановки рук и корпуса, даются базовые элементы, разучиваются простые связки и комбинации.
В старшей и подготовительной группах изучаются более сложные движения, включая движения с использованием реквизита (цветных платков, лент, мячей, и т. д.). Танцевальные связки объединяются в концертные номера, которые дети с удовольствием демонстрируют на мероприятиях и праздниках. Такие выступления перед аудиторией сверстников или взрослых, дают детям заслуженное признание их талантов и способностей, навык публичных выступлений, избавляя от скованности, чувства страха, зажатости перед большой аудиторией. Все это в комплексе позволяет ребенку стать полноценной личностью – здоровой и морально и физически. Ребенок, занимающийся танцами, гораздо меньше болеет, умеет гордо держать спину и “на голову выше своих сверстников”.
Музыкально – ритмические занятия является одним из лучших методов организации двигательной активности дошкольников, отвечая требованиям ФГОС ДО, показывая отличные результаты в плане воспитания и формировании личности.