Светлана Голубкина
«Две тропинки». Тренинговое занятие для старших дошкольников по профилактике вредных привычек
▼ Скачать + Заказать документы
Две тропинки»
(тренинговое занятие для старших дошкольников
по профилактике вредных привычек)
Цель: приобретение детьми знаний о полезных и вредных привычках; воспитание отрицательного отношения к пагубным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.
Задачи:
Публикация «„Две тропинки“, Тренинговое занятие для старших дошкольников по профилактике вредных привычек» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Привычки. Полезные и вредные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- формировать навыки безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в процесс употребления пагубных привычек
- воспитание осознанности и ответственности за свой выбор.
Материал:
1. Две нарисованные тропинки, расходящиеся в разные стороны.
2. Два силуэта человека с прорисованными, но не раскрашенными внутренними органами (головной мозг, легкие, печень, сердце, почки, желудок, кишечник)
3. Макет сигареты и цветка.
4. Цветные карандаши для психолога и детей
5. Макеты бутылки и колодца.
6. 2 макета яблонь с яблоками.
7. 2 макета реки.
8. Макет витаминок.
9. Упаковка от любых таблеток.
10. Несколько уменьшенных силуэтов – человечков.
11. Макеты фруктов, овощей и вредных продуктов питания.
12. Макет дерева с различными цветочками.
Ход занятия : Дети сидят кругом. Перед ними два силуэта мальчиков, цветные карандаши. На полу так, чтобы было видно, расположены две тропинки, имеющие общее начало.
Психолог:- Сегодня мы с Вами начнем путешествие. Вместе с нами отправятся в путь два мальчика – Петя и Максим. Они очень похожи, но в тоже время они очень разные. У них разные характеры, разные друзья, разное поведение.
(Психолог показывает силуэты мальчиков и прикрепляет их в самом начале тропинок).
- У обоих мальчиков нарисованы органы, которые помогают человеку жить. Они есть у всех людей и даже у животных. Без них невозможна жизнь. Итак, мы все вместе отправляемся в путешествие. Но по какой же тропинке пойти? Известно только то, что одна тропинка - хорошая, а другая - плохая.
Две дорожки впереди.
По какой же нам пойти?
Налево пошагаем –
Здоровье потеряем.
Направо мы пойдем –
Здоровье обретем.
- Правильно. Зачем нам нужна плохая дорожка? Мы выбираем - хорошую. Петя выбрал, как и мы, хорошую дорожку. А вот Максим почему-то выбрал плохую дорожку. Ну что ж, мне кажется, он сделал это зря. Лучше бы пошел с нами. Но выбор сделан. Все в путь!
(Психолог передвигает макеты на несколько сантиметров по тропинкам. На тропинке Максима прикрепляет макет сигареты, на дорожке Пети - цветок).
- Смотрите ребята Петя и Максим тоже отправились в путь. Каждый по своей дорожке. Смотрите, на дорожках их ждет сюрприз! У Максима на дорожке лежит сигарета, а у нас с Петей - цветок. Давайте понюхаем цветок. Покажите, как Вы нюхаете цветы. Раз - поднесите обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохните аромат цветов. Улыбнитесь, задержав дыхание. Два - опустите руки, делая выдох. (3-4-раза).
- Как хорошо, что мы не пошли по той дорожке!
Сигареты - страшный вред.
Они приносят много бед.
Чтоб не случилась беда,
Не трогай их никогда!
От сигарет портятся зубы, волосы и постепенно погибает очень важный для человека орган - легкие. Легкие помогают нам дышать.
Психолог показывает, где расположены легкие у человека и предлагает детям заштриховать легкие Максима черным карандашом, а легкие Пети - розовым.
- Посмотри, какая большая разница между легкими мальчиков. Курящий Максим теперь больной человек. А Петя - здоровый и веселый. А мы правильно выбрали себе дорожку? Почему?
- Вы готовы продолжить путешествие? А с кем вы хотите путешествовать: с Петей или Максимом? Молодцы, что вы, по – прежнему, выбираете хорошую дорожку.
(Психолог продвигает на несколько сантиметров силуэты мальчиков и прикрепляет на тропинке Максима макет бутылки, а на Петиной - макет колодца).
- Смотрите, что нашел на своей дорожке Максим! Здесь, наверное, недавно отдыхали взрослые и забыли недопитую бутылку вина. Смотрите, что делает Максим! Он пьет из этой бутылки! Да разве можно детям это делать?
(Ответ ребенка).
Сок, кефир, молоко, кисель –
Наши лучшие друзья!
Но есть невкусные напитки!
Их детям пробовать нельзя!
- Вино или пиво может очень сильно навредить детскому организму. А особенно оно вредит сердцу. Посмотри, где у человека находится сердце.
(Психолог показывает детям местонахождение у человека сердца).
- Сердце помогает крови двигаться в нашем теле. Если заболит сердце, то и кровь будет плохо передвигаться. А на нашей тропинке что находится?
(Ответ ребенка).
- Правильно. Это - колодец. В нем чистая и прозрачная вода. Она гораздо чище, чем та, что течет у нас дома из крана. Давайте попьем колодезную водичку. Раз – наберите воду из колодца. Два - поднесите ладошки с водой ко рту. Смотрите, не расплескай воду». Три - попейте воду, сделайте вдох. Четыре - стряхните водичку с рук и сделайте выдох. (3-4 раза).
- Вкусная вода? Вам понравилась? И Пете очень понравилась. А Максим так и не попробовал колодезной водички - на его плохой тропинке нет колодца. К тому же он себе испортил сердце. Давайте закрасим Максиму сердце черным цветом, а Пете - красным.
(Заштриховываем наглядные силуэты мальчиков на дорожках.)
Смотрите, у Максима Леши теперь закрашены черным цветом два органа: легкие и сердце. Это означает, что эти органы у него больны. Как жаль, что он выбрал другую дорожку. Зато мы здоровы. И готовы отправиться в дельнейшее путешествие по хорошей тропинке.
- Правильно, кому охота быть больным и слабым! Хорошая тропинка нас приведет к радости и здоровью.
(Психолог передвигает силуэты мальчиков и недалеко от них устанавливает на каждой дорожке макеты яблонь с яблоками, а под ними речку).
- Ой! Я вижу впереди яблоньки с яблоками! Вы хотите попробовать эти яблочки? Тогда давайте пойдем быстрее.
(Все встают).
- Раз - подними правую ногу. Подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Два - опусти ногу, сделай выдох. Три - подними левую ногу, сделай вдох. Подержи ее в таком положении, задержи дыхание. Четыре - опусти левую ногу, сделай выдох. (3-4 раза).
- Вот мы и добрались до яблонь. Петя тоже хочет яблоко. Но он чем - то расстроен. Как ты думаешь, чем?
(Ответы детей).
- Правильно, он знает, что есть немытые яблоки вредно. Что же делать? Поблизости есть вода?
(Ответы детей).
- В речке можно мыть яблоки? Конечно, нет! А посмотри, что делает Максим! Он сорвал яблоко, помыл его в речке и ест. Речная вода - грязная. Пить ее нельзя. В речке живет много микробов. Они маленькие, и мы их не видим.
- Вот эти маленькие микробы попали теперь в кишечник Максима.
(Психолог показывает, где находится кишечник).
- Микробам там очень хорошо живется, а вот Максиму не повезло - у него теперь болит живот. Давай закрасим его кишечник черным карандашом, а Петин - желтым.
(Психолог закрашивает наглядные органы силуэтов мальчиков на дорожках).
-Пока мы рисовали, Петя помыл яблоки в колодезной воде. Теперь их можно есть.
- Какое у Вас сегодня настроение?
(Ответы детей).
- Ой ребята посмотрите на Максима он грустный. Ему нездоровится? Что у него болит? Какие органы?
Физкультминутка «Деревце».
Стоя, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая, Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальца вместе. Подтянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Отпустите руки и расслабьтесь
Смотрите! Максим находит на своем пути какие-то таблетки.
- Вы знаете, от какой болезни это лекарство?
- Я думаю, что Максим тоже не знает, что лечат эти таблетки. Скажите, разве можно пить таблетки без разрешения взрослых?
(Ответы детей).
- Все лекарства назначает врач. Таблетку можно выпить только тогда, когда тебе ее даст мама, бабушка, папа и другие близкие взрослые люди. Но если вам предложат попробовать какое - то лекарство незнакомый человек, не соглашайтесь и не пробуйте это лекарство. Некоторые лекарства, если их попробовать здоровому человеку, могут навредить детскому организму. Даже с витаминками нельзя шутить! Сколько вам положено - столько вам мама и даст. Если выпить витаминов больше нормы, то может появиться сыпь, и из - за нее будет чесаться тело. Это очень неприятно.
- Маленькая витаминка приносит пользу. А таблетка, которую проглотил Максим, принесла болезнь для его печени. Давай закрасим печень Максима черным карандашом. А печень Пети - коричневым.
(раскрашивают рисунки).
- Сознайтесь вы когда – нибудь, прячась от взрослых, ели сразу несколько витаминок?
(Ответы детей).
- Теперь вы знаете, что иногда полезные лекарства и витамины могут наносить и вред человеку. Я знаю, что теперь вы никогда без разрешения взрослых не будете брать лекарства.
Знать важно, интересно:
Не все лекарства полезны!
Больного могу исцелить,
Здоровому - навредить
Давайте поиграем
Игра «Полезно-вредно».
Психолог называет привычки, дети сигнализируют карточками: зеленая карточка - полезно, красная карточка - вредно.
Выполнять утреннюю гимнастику;
Соблюдать режим дня;
Грызть ногти;
Долго смотреть телевизор;
Употреблять алкоголь;
Правильно питаться;
Общаться с людьми;
Говорить неправду.
Долго жевать жвачку
Много сидеть у компьютера
Гулять на свежем воздухе
Громко кричать
Ребята смотрите пока мы играли, Максим заснул на холодной земле и застудил почки.
(Психолог показывает, где находятся у человека почки).
- Давай закрасим почки Максима черным цветом, а почки Пети - серым.
(закрашивают рисунки).
- Почки могут не только «простудиться», но и заболеть от плохой воды. Почки выгоняют из организма человека вредные вещества. Если почки плохо работают, то вредные вещества накапливаются в организме и вредят ему.
- Какие органы у человека ты знаешь? Для чего нужно сердце? А для чего нужны почки? А где они находятся?
(Дети показывают на силуэте Пети знакомые органы и называют их).
- У Пети все органы в порядке, а у Максима совсем нездоровый вид. Я думаю, что он очень пожалел, что не выбрал нашу, хорошую тропинку. Нам весело и радостно. Куда приведет нас наша тропинка? (к радости и здоровью).
Посмотрите ребята тропинки наши скоро закончатся. Вы хотите узнать, что нас ждет в конце пути? Смотрите, как много нас здесь ждет друзей! Они тоже когда - то выбрали эту тропинку, как и мы. Как вы думаете, почему они выбрали этот путь?
- Правильно, они, как и мы, не хотят болеть, хотят быть всегда энергичными, веселыми и радостными. Мы все прошли по нашей дорожке и ни разу не заболели. Я ведь обещала, что тропинка приведет к здоровью и радости. Смотрите, как радостно нас встречают новые друзья!
Давайте вместе с ними повеселимся и поиграем: А игра у нас называется «Капуста»
-А посмотрите, что происходит с Максимом. Ему не весело, а грустно на выбранной им тропинке. Какой - то мальчик с черным желудком предлагает Максиму много пирожных, конфет, шоколада, мармелада.
(Психолог показывает, где у человека находится желудок).
Нужно правильно питаться,
Никогда не объедаться.
От обжорства не свались.
В меру ешь и веселись!
- Ай - яй - яй! Максим съедает так много сладостей! Теперь и у него заболел желудок. Давайте раскрасим желудок Максима черным цветом, а желудок Пети - бежевым.
(Дети раскрашивают рисунки).
- Может быть мы заберем Максима и мальчиков на нашу тропинку. Но им придется пройти по нашей тропинке с самого начала. Это будет путь к выздоровлению! Поможем больным мальчикам?
(Психолог ставит все силуэты на начало «хорошей» тропинки.)
- Теперь мы поможем им обрести здоровье.
- Посмотрите, сколько больных людей решило с плохой тропинки перейти на нашу, хорошую. Ну что, поможем этим бедным людям?
- На нашей тропинке выросли цветы, а на плохой лежала сигарета. Теперь Максим не тронет сигарету, ведь она принесла его легким вред. Он лучше понюхает цветочки.
(С обратной стороны силуэта Максима закрашиваем легкие розовым цветом).
- А еще на нашей тропинке не встретились бутылки. Он сейчас попьет вкусной воды из колодца. А мы раскрасим сердце Максима и другого мальчика красным цветом.
- Мы разрешим Максиму сорвать яблоко? Что сначала с яблоком нужно сделать, чтобы не болел живот?
(Ответы детей. Заштриховываем кишечник Максима желтым цветом).
- Напомним Максиму, что нельзя пить разные лекарства без разрешения близких взрослых?
- Мы дадим ему витаминку. Но знай, Максим, что и с витаминами нельзя шутить.
(Ребенок раскрашивает печень коричневым цветом)
-Чтобы быть здоровым, нужно делать зарядку и закаляться, а не лежать на плохой дорожке на холодной земле. Нужно вылечить почки Максима.
(Закрашиваем почки серым цветом).
- На плохой дорожке Максим объелся сладостей и навредил своему желудку. Давайте вылечим его и угостим его полезными овощами.
Какие вы знаете полезные овощи. Посмотрите на карточки перед вами и дайте мне только те, которые приносят нам пользу.
- Теперь Максим и другие мальчики стали здоровыми, как мы.
(Психолог переворачивает силуэты «здоровой», стороной).
- Им помогла наша волшебная Тропинка. Я думаю, они больше никогда не захотят вернуться на плохую тропинку. А вы как думаете ребята? Пусть они живут в нашем доме.
Ребята наше с вами путешествие по волшебным тропинкам закончилось.
А сейчас я предлагаю вам оценить наше занятие.
Перед вами дерево счастья, посмотрите какое дерево, на нем чего-то не хватает, ребята чего же не хватает на дереве?
(ответы детей)
Правильно ребята дерево нужно украсить, давайте украсим его красивыми цветами. Если вам понравилось, занятие-то украсьте дерево красными цветами если не очень понравилось-то синими цветами ну, а если вы не поняли, что мы с вами сейчас делали - то желтыми.