марина петрова
Дополнительная образовательная программа по АФК для детей 5–7 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Адаптивная физическая культура» для детей с ОВЗ 5 – 7 лет МАДОУ детского сада № 156 является дополнительной образовательной программой физкультурно-оздоровительной направленности и имеет нормативный срок освоения 1 год.
Программа "Адаптивная физическая культура" разработана для детей дошкольного возраста. В содержание программы входят физические упражнения, нацеленные на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонения в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии дошкольников, но и укрепление здоровья детей.
В основное содержание программы входят:
- Упражнения различной направленности, развивающие физические способности дошкольников;
- Подвижные игры и игры манипуляции с предметами, формирующие зрительно-моторную координацию, психомоторные навыки, что положительно сказывается на развитии оперативного мышления и умственного развития ребенка в целом.
Учебный материал, представленный в программе, доступен дошкольникам, соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, а также поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время обучения.
В настоящее время особую актуальность и значимость приобрела проблема состояния здоровья и физического развития детей с ОВЗ. Актуальность адаптивной физической культуры (АФК) в ДОУ продиктована увеличением количества детей с врождёнными или приобретёнными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, нуждающихся в специальных условиях обучения и воспитания.
АФК это система мероприятий, которые направлены на коррекцию физических и психических нарушений ребенка, а также обеспечивает реабилитационный и профилактический эффект. АФК позволяет решить задачу интеграции ребенка с ОВЗ в общество. Она дает ему независимость, уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир ребенка, улучшает двигательные возможности, а также повышает жизненный тону, повышает физическое и психическое здоровье, открывает возможности для позитивного изменения социального статуса. Работы Н. П. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали влияние «простроенности» тела на уровень развития ВПФ, что обусловливает основное направление программы «снизу-вверх» от движения мышлению.
Цели и задачи Программа «Адаптивная физкультура»:
ЦЕЛЬ: Повышение двигательной активности, и использование полученных двигательных навыков и умений в повседневной жизни.
Задачи программы:
• укрепление здоровья и развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
• формирование здорового образа жизни;
• обучение навыкам и умениям на занятиях физическими упражнениями;
• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия, снижение двигательной расторможенности
1.3. Принципы и подходы к реализации программы АФК:
• Системность.
• Регулярность
• Длительность
• Нарастание
• Индивидуализация
• Общеукрепляющие упражнения.
В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения, упражнения на формирование двигательных и коммуникативных навыков, с предметами.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу АФК можно и в разных возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Основными формами организации занятий в целом являются: фронтальная.
Используемые средства обучения
• Теоретические сведения.
• Бег, ходьба, передвижения.
• Общеразвивающие упражнения, упражнения специального характера, упражнения общего характера.
• Общеразвивающие упражнения, подвижные игры с использованием ортопедических мячей, фитболов, сенсорные мешочки, гимнастических палках, сенсорных ковриков, обручи, скакалки.
Методы и формы организации занятий
• Метод «слова и показа» используется при разучивании и закрепления новых упражнений, комплексов в целом.
• Метод «рассказа» используется при совершенствовании ранее изученных упражнений и движений, целостного выполнения сложных упражнений, комплексов упражнений.
• Метод «расчленённого обучения» используется при разучивании новых упражнений путем разделения комплекса упражнений на части.
• Метод «целостного обучения» используется при выполнении комплекса упражнений полностью.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Знания:
Будет знать: правила поведения на занятиях АФК, что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям АФК и самостоятельным занятиям в домашних условиях. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Знать правила подвижных игр, изученных на занятиях.
Параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут. Значение оздоровительной гимнастики для здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности, личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего характера.
Умения:
Будет уметь: выполнять упражнения не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях. Играть в подвижные игры.
Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания; отжиматься от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных И. П. ; дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др. ; играть в игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек», «Тише едешь – дальше будешь») и общего характера («Совушка», «Попади мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»); ходить в различных И. П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнения с гантелями, с обручами, с предметами.
Навыки:
Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на занятии.
Личностные качества:
Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память, восприятие.
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы
Срок реализации программы 1 год. Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование с оздоровительной направленностью.
Данная программа рассчитана на 72 учебных часа в год, два занятие в неделю продолжительностью 30 минут, разработана для дошкольников с овз, имеющих отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. В ее реализации участвуют не только младшие и старшие дошкольники, имеющие отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, неправильное развитие сводов стоп и т. д, но и дошкольники, стремящиеся улучшить физическое развитие и физическую подготовленность. Набор на занятия проводится на основании медицинских показаний и желания родителей (законных представителей) детей, посещающих детский сад.
Основным содержанием программы, являются общеразвивающие упражнения на укрепление мышц живота, мышц спины, плечевого пояса, мышц нижних конечностей, дыхательная гимнастика, подвижные игры, нацеленные на развитие у дошкольников координационных способностей и психомоторных навыков.
Общеразвивающие упражнения и упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей развития ребенка. Но при проведении занятий необходимо учитывать функциональные возможности организма дошкольников, потому что в группе могут быть дошкольники различной физической подготовленности и физического развития. Поэтому с целью правильного дозирования нагрузки следует применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Для наилучшего усвоения содержания программы и получения положительного эффекта от физических упражнений важными элементами обучения являются: постоянная посещаемость, дисциплина, соблюдение техники безопасности и требование от дошкольников качественного выполнения упражнений.
Физическая нагрузка дозируется и зависит от:
- подбора физических упражнений (от простого к сложному);
-продолжительности физических упражнений;
-числа повторений;
-выбора исходных положений;
-темпа движений (на счет 1-4);
-амплитуды движений;
-степени усилия;
-точности;
-сложности;
-ритма;
-количества отвлекающих упражнений;
-эмоционального фактора;
Дозировка и нагрузка упражнений даются в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
Содержание программы «Адаптивная физическая культура»
1. Основы знаний
Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме (о правилах выработки и сохранении правильной осанки).
2. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки, упражнения в положении лежа на спине и животе, упражнения в положении стоя на четвереньках и упражнения в равновесии. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения ортопедического режима – положение тела при ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей упражнения для профилактики начальных форм плоскостопия, дыхательная гимнастика.
3. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И. П.
4. Обучение правильному дыханию.
Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.
5. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.
Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.
6. Развитие силы.
Отжимания от скамейки, от пола (на коленях, Приседания, специально подобранные упражнения в различных И. П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы: наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И. П. лежа. Комплексы упражнений с обручами, гантелями.
7. Развитие координации движений.
Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с движениями рук, с положением рук в разных И. П. Изучение и повторение упражнений различной координационной сложности с предметами и без них. Подвижные игры.
8. Профилактика плоскостопия.
Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов (мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.
9. Упражнения для расслабления мышц.
Упражнения в И. П. лежа, используя образные сравнения типа: «рука отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также представляя тяжесть и тепло в мышцах.
10. Подвижные игры.
Общего характера: «Бездомный заяц», «Пятнашки с мячом», «Попади мячом в булаву» и др.
Специального характера: «Делай так, делай эдак», «Совушка», «Тише едешь – дальше будешь», «Не урони мешочек» и др.
11. Проведение контрольных мероприятий.
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий. Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка.
12. Задания на дом.
Несколько простых упражнений, включая упражнения для формирования навыков правильной осанки (под контролем родителей).
Планирование учебного материала.
Занятия АФК проводятся систематически 2 раза в неделю (при этом осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.
Курс АФК делится на три периода: вводный, основной и заключительный.
Цель: Формирование правильной осанки, элементарных знаний о своем теле и гигиене, профилактика плоскостопия, оздоровление и физическое развитие двигательных и психофизических навыков с учётом индивидуальных особенностей и диагноза детей.
1 период – вводный:
(Октябрь, ноябрь, декабрь)
Задачи:
1. Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
2. Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.
2 период – основной:
(Январь, февраль, март)
Задачи:
1. Развитие:
• Пространственной ориентировки
• Мелкой и крупной моторики
• Координации
• Равновесия
• Командного взаимодействия
2. Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.
3. Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления дошкольника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.
3 период – заключительный
(Апрель, май)
Задачи:
1. Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
2. Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
3. Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).
4. Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся
5. Тестами: на общую координацию:
Встать без помощи рук,
- на зрительно-моторную координацию: Противопоставление большому пальцу
- на зрительно-моторную координацию: Бросок мяча от груди в обруч (цель) – 3 метра
- на согласованность рук: Сжать и разжать кисть рук поочередно
- Подбрасываем кольцо. Сжимаем и разжимаем его за спиной, крутим кольцо.
Способы организации детей с нарушениями зрения
На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Остановимся на некоторых из них:
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности воспитанников. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящих). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребёнок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки. Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
• выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
• выполнение движения в облегчённых условиях;
• выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т. д.);
• использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т. д.,
• использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др. ,
• использование имитационных упражнений,
• подражательные упражнения,
• использование при ходьбе, беге лидера
• использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,
• использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др. ,
• изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола,
• изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т. д. ,
• изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т. д.
• изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)
Метод дистанционного управления (относится к методу слова, он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;
Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
Метод стимулирования двигательных действий. Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей детей.
Организационный раздел
Методическое обеспечение образовательной программы.
Особенности организации предметно-пространственной среды
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закругленными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется педагогом перед занятием.
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 3 м) 3
Мячи:
- маленькие (теннисные и пластмассовые,
- средние (резиновые,
- для фитбола
20
15
2
Гимнастический мат (длина 100 см) 2
Палка гимнастическая (длина 76 см) 15
Скакалка детская
- для детей подготовительной группы (длина 210 см)
- для детей средней и старшей группы (длина 180 см)
25
25
Кольцеброс 2
Кегли 1
Обруч пластиковый детский
- большой (диаметр 90 см)
- средний (диаметр 50 см)
25
25
Конус для эстафет 1
Дуга для подлезания 6
Бубен 2
Ребристая дорожка (длина 150 см, ширина 20 см) 2
Канат подвесной 1
Канат мягкий (5 м) 1
Погремушки 20
Корзина для инвентаря мягкая 2
Корзина для инвентаря пластмассовая 2
Секундомер 1
Свисток 1
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Здоровьесберегающая система ДОУ; Издательство «Учитель»; М. А. Павлова, М. В. Лысогорская;
2. Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физ. культура», ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014.-389 с.
3. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней; Москва, Академия 2001; В. В. Марков;-319 с
4. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы /Авт. - сост. О. Н. Моргунова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- 109 с.
5. Оздоровительная гимнастика, комплексы упражнений; Мозайка-Синтез, Москва 2015; Л. И. Пензулаева; -124 с. ;
6. Средства Адаптивной физической культуры; Л. В. Шапкова; Москва «Советский спорт»,2001. – 150 с.
7. Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство /Ред. С. Д. Соловей. – СПб: Ривьера, 1995, 214 с.