Анастасия Карицкая
Консультация для педагогов «Дидактический потенциал народных подвижных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактический потенциал народных подвижных игр»
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Публикация «Консультация для педагогов „Дидактический потенциал народных подвижных игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Издавна народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.
Велико значение приобщения дошкольников к русской народной культуре.
Родная культура должна стать неотьемлимой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Велика роль народных игр, потешек, поговорок, пословиц, которыми так богат русский язык.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества людей.
В народных праздниках и традициях фокусируются накопленные веками наблюдения за особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Подвижная игра всегда была мощным источником положительных эмоций не только для детей, но и для взрослых.
Сюжеты игр способствуют активному движению детей, упражняют в координации коллективных действий, согласованию собственных действий с движениями товарища по игре, позволяют ярко проявлять такие качества как смекалка, находчивость, смелость, доброта.
Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации находить выход, быстро принимать решение, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
Включая в планирование рабочего дня хотя бы одну подвижную игру, мы продолжаем решать главную задачу - укреплять и сохранять здоровье детей.
На прогулке народные игры позволяют и помогают нам создавать у детей бодрое, веселое и радостное настроение.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития.
Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.
Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить их в исполнение, проявлять инициативу, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
На Руси подвижные игры на протяжении многих веков использовались в народной педагогике как эффективнейшее средство физического совершенствования.
Так что же такое подвижные игры? По определению Э. Я. Степаненковой, «…подвижные игры с правилами – сознательная, активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами».
Существует много взглядов на то, что такое подвижная игра, но нигде мы не встречаем определения русской народной игры (хотя многие авторы часто упоминают национальные игры, указывая на необходимость их использования в работе с детьми).
А. П. Усова прямо говорит о том, что игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, «созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение».
Здесь мы видим попытку педагога дать определение русским народным подвижным играм, характеризуя их как передачу жизненного опыта одного поколения другому. На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью.
В содержании народных подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребёнка и уточняющего его представления. В них вся игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия («Гуси-лебеди»). В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребёнка, мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка - выручалочка»).
В структуре народной игры выделяется единая цель и одноплановость действия, что подчеркивает классическую простоту такой игры. Народные игры имеют игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
Не надо забывать, что, считалка – это и проявление словесного детского творчества.
Степаненкова Э. Я. в методике организации и проведения народных подвижных игр выделяет следующие этапы проведения игры: выбор игры; подготовка к проведению игры; организация играющих и объяснение игры; проведение игры и руководство ею; подведение итогов игры.
Особое внимание следует уделять ознакомлению дошкольников с новой игрой, при этом следует тщательно планировать предварительную работу, которая может в себя включать:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением спортсменов, космонавтов, военных, то есть представителей тех профессий, которые требуют хорошей физической подготовленности, крепкого здоровья, объясняя при этом полезность занятий физкультурой, спортом, прогулок и игр на свежем воздухе.
2. Рассматривание репродукций с картин, изображающих русских богатырей, игры и забавы детей и взрослых, например, В. М. Васнецов «Три богатыря», «Витязь на распутье»; В. И. Суриков «Взятие снежного городка», «переход Суворова через Альпы»; Б. М. Кустодиев «На ярмарке», «масленица», «Хоровод», «Деревенский праздник», а также иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, изображающие сильных, смелых,
отважных людей; фотографии с изображением жизни и игр детей в прошлом и настоящем.
3. Ознакомление детей с народными промыслами, отражающими быт, труд, отдых русских людей.
4. Составление коротких рассказов для детей об истории появления русских народных подвижных игр на основе имеющегося литературного материала.
5. Прослушивание записей русских народных песен, записей оркестра Владимирских рожечников. Использование их на музыкальных занятиях, на физкультурных досугах, на фольклорных праздниках.
6. В план предварительной работы с детьми можно включить и занятия, связанные с ознакомлением детей с родным городом, краем, Россией.
7. Разучивание русских народных считалок, жеребьёвок, закличек, которые затем могут использоваться в играх.
8. Можно предложить использовать и такую форму работы как домашнее задание, которое включит в себя посещение детей с родителями исторических мест родного города, разучивание считалок, разговор с родителями, бабушками и дедушками об их детских играх и забавах.
Например, можно рассказать детям старшего дошкольного возраста об истории игры Горелки. Свой рассказ начать с того, что игра Горелки была самой распространённой на Руси. Наши предки от крестьянина до боярина забавлялись этой игрой. Даже цари иногда в неё играли. Ежегодно в самый длинный день лета, летнего солнцестояния – 23 июня – у славян был праздник Ярилы (а позднее Купалы, посвящённый Солнцу. Отсюда и слова:
1 вариант
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Стой подоле, гляди в поле:
Ходят грачи, едят калачи.
Птички летят. Колокольчики звенят
Раз, два, не воронь.
Беги как огонь!
2 вариант
Гори, гори, ясно
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
3 вариант
Гори, гори, ясно
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три
Последняя пара – беги!
4 вариант
Гори, гори, ясно
Чтобы не погасло.
Тут гуси летят, на всю Русь кричат.
Га, га, га, га, га, га,
Не догнать нас никогда!
5 вариант
Гори, гори, ясно
Чтобы не погасло.
Делай дело – глянь на небо.
Облака плывут, журавли зовут:
Курлы-си, курлы-си
Побежим-ка по Руси.
6 вариант
Гори, гори, ясно
Чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят
Колокольчики звенят:
Диги – диги – диги – дон, выбегай
Из круга вон!
Затем можно познакомить детей с правилами игры, при этом не разучивать заранее слова рифмовки. Как советует А. П. Усова, лучше включить эти слова в проведение самой игры, как сюрприз. При выборе «горящего» можно использовать русскую народную считалку :
Заря-зарница,
По морю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Вещи дорогие.
В процессе самой игры, как рекомендует А. П. Усова, рифмованные слова не проговариваются, а пропеваются, как в старинном варианте.
Такие игры носят познавательный характер, развивают ловкость, выносливость, учат доброте, гостеприимству.
Не один народный праздник не обходится без спортивных состязаний, эстафет, подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми, сохранять местные традиции и обычаи.
С помощью народных подвижных игр мы стимулируем познавательный интерес к культурному наследию других народов, воспитываем уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений, приобщаем наших детей к их истокам.
Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с народными подвижными играми, приобщает детей не только к физической культуре, развивая ловкость, быстроту, глазомер, быстроту реакции, но и расширяет кругозор, приобщает к культуре родного края. Радость движения в играх сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, таких как любовь и преданность Родине.