Галина Александровна
Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА
В 2018г. я пришла работать к детям первой младшей группы, которые поступили в детский сад. Я часто сталкивалась с ситуациями, когда дети по словесному указанию не находили предметы по названию, цвету, размеру или не могли назвать игрушки, предметы личной гигиены, спальных принадлежности, не могли обозначить свои действия самообслуживания. Это происходило по тому что, пассивный и активный словарь детей был не достаточно сформирован, многие дети не имели достаточный уровень словарного запаса, что подтвердилось наблюдениями и обследованием. Это и определило необходимость создания системы работы по формированию словаря у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр, так как дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, поэтому именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Темочки:
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
В современной методике развития речи у детей дошкольного возраста словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения, а значит и развития личности.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.
Дошкольный возраст – первая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми.
От полутора лет и к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет 300 – 400 слов. К трем годам может достигать 1500 слов. К 4 годам количество слов доходит до 1900. В 5 лет словарный запас ребенка составляет до 2000 – 2500 слов.
В дошкольном возрасте для формирования словаря у детей используют настольные дидактические игры. Они пополняют, закрепляют и уточняют пассивный и активный словарь у детей. Имея достаточно обширный пассивный словарь, ребенок, зачастую, затрудняется перевести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, но играя в дидактические игры, ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство не только для пополнения словаря детей новыми словами, но и средство для упражнения ребенка в повторении слов и словосочетаний.
Я провела диагностическое исследование уровня формирования словаря у детей с использованием диагностического инструментария «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками по разным сторонам речевого развития» Ушакова О. С., Струнина Е. М. (Приложение №1)
-провела анкетирование родителей с целью выяснения их представлений о формировании словаря у детей и его значении в развитии речи у детей.
Проанализировав ответы родителей, я пришла к выводу, что не все родители знают и понимают значение формирования словаря у детей в развитии их речи, но большинство родителей хотели бы, чтобы речь у детей была развита.
Результаты диагностического исследование детей показали, что практически у всех детей имеются различные трудности в формировании словаря.
Таблица 1
Уровень формирования словаря высокий средний низкий
2018г. Кол-во % Кол-во % Кол-во %
2 10 7 35 11 55
Исходя из вышесказанного, я могу сделать заключение, что выбранная мною тема актуальна и имеет практическую значимость.
3. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Дидактическая игра дает возможность обогащать, закреплять, активизировать словарь детей дошкольного возраста. Процесс формирования словаря будет протекать более успешно, используя систему работы по формированию словаря у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Словарная работа в ДОУ связанна со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. В трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьёвой, М. М. Кониной были определены задачи словарной работы и уточнены в последующие годы.
Принято выделять четыре основные задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексике.
2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов.
3. Активизация словаря. Активизировать детский словарь – значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
4. Устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Основными источниками развития словаря являются : наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, трудом людей, игровой деятельностью детей и т. д.); общение со взрослыми и сверстниками (беседа, совместная деятельность); речь взрослых – дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, так они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что услышат; художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.
В каждой группе словарная работа проводится на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Вместе с тем, есть важные для всех возрастных групп методические вопросы - это принципы словарной работы :
единство развития словаря с развитием восприятия, мышления, представлений;
опора на познание окружающего мира;
связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
для познавательной и речевой активности использование наглядности;
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Они проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Определения перечня слов, подлежащих усвоению, является одним из условий четкого руководства играми.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Подбор игр определяется целями и задачам. Особенно широко используются дидактические игры при проведении словарной работы по обогащению словаря :
- существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, спальных принадлежностей, транспорта, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
-глаголами, обозначающими трудовые действия;
-прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов;
-наречиями;
-существенными деталями и частями предметов, их качествами и особенностями;
Важно способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
В игре дети относительно легко усваивают не только названия предметов, действий, но и овладевают значением слов, обозначающих некоторые абстрактные понятия: временные (сегодня, вчера, вторник, относительные (быстрее, больше, интересней, пространственные (вверху, справа, близко).
Анализ научной литературы по исследуемой мной проблеме, о возможности использования дидактических игр, как средство формирования словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста, привел меня к выводу, что дидактические игры являются важнейшим средством формирования словаря у детей.
5. НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна опыта состоит в создании системы работы по формированию словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование дидактических игр, а также организации совместной деятельности, при реализации которой родители вовлекаются в деятельность детского сада и становятся активными участниками образовательного процесса, что является одной из приоритетных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
6. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель опыта: Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование дидактических игр
Задачи:
1. Формировать у детей словарь.
2. Разработать систему работы по формированию словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста
3. Создать в группе уголок дидактический игр по формированию словаря
Свою работу я решила провести в 3 этапа:
1 этап – подготовительный
На этом этапе я:
-изучила особенности формирования словаря у детей младшего и среднего возраста
-подобрала диагностический материал для детей и родителей
-провела диагностическое исследование уровня формирования словаря у детей
Исходя из результатов обследования детей и родителей, я спланировала свою дальнейшую работу.
2 этап – основной
Основной этап включает в себя 3 аспекта:
- совместная деятельность с детьми
- включение родителей в образовательный процесс
- распространение опыта в ДОУ среди педагогов
Совместная деятельность с детьми
Я разработала комплекс педагогических мероприятий по формированию словаря детей младшего и среднего дошкольного возраста, используя дидактические игры, который имеет следующие направления:
1 направление: уточнение названий предметов и активизация в речи слов, обозначающих предметы, выраженные именем существительным.
2 направление: развитие умения понимать и использовать в речи слова обозначающие признаки и качества предметов, выраженные именем прилагательным.
3 направление: развитие умения называть слова-действия (глаголы, связанные с движением, состоянием.
4 направление: развитие умения сравнивать и называть парные противоположные признаки предметов.
5 направление: развитие умения понимать и использовать в речи обобщающие слова.
Играя с детьми в дидактические игры, для реализации этих направлений использовала в работе различные приемы, которые помогали детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, запомнить и использовать это слово речи :
1. Называние слова так, чтобы дети обратили на него внимание. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова. Нельзя произнося слово по слогам. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но правильно.
Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом, а также прямыми словесными указаниями : «Послушайте еще раз это трудное слово» и т. д. Называние часто сопровождается показом объекта.
2. Повторение слова для запоминания самим воспитателем
3. Повторение детьми по одному и хором
4. Объяснение происхождения слова (грузовой автомобиль-грузовик)
5. Вопрос (прямой и подсказывающий)
Дидактические игры подбирала так, чтобы они способствовали обогащению словаря и содействовали закреплению и активизации словаря.
Дидактические игры, способствующие обогащению словаря
Для ознакомления с предметным миром выделила три группы дидактических игр :
1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий;
2) дидактические игры по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов;
3) дидактические игры по формированию понятий
Дидактические игры, содействующие закреплению и активизации словаря
Основной словарный прием в этих играх — вопрос.
Что это? Какого цвета? Какого размера? Что делает? и т. д.
Очень заинтересовал нас массажер Су-Джок, который мы закупили на каждого ребёнка. Игры – занятия с массажными шариками и колечками оказывают благоприятное воздействие на организм ребёнка, способствуют развитию мелкой моторики рук.
Мы также распечатали большую картотеку речевых игр для занятий с массажером. Дети не только играют и развивают свои ручки, но и проговаривают за воспитателем стишки, что способствует развитию речи.
Также я разработала перспективное планирование дидактических игр в младшем и среднем дошкольном возрасте, которые были направлены на обогащение словаря, его закрепление и активизацию. (Приложение № 2)
Одновременно, я вовлекала родителей в образовательный процесс по формированию словаря у детей, т. к. взаимодействие с родителями является одним из условий успешной работы по обогащению и активизации словаря детей. Только общими усилиями семьи и детского сада можно добиться наилучших результатов в формировании словаря у детей.
В начале в уголке для родителей я разместила информацию о значении формирования словаря детей в развитии речи, литературу о роли дидактической игры в развитии детей.
Затем провела анкетирование родителей по этой теме и выявила их знания.
Результаты анкетирования показали, что родителей интересует этот вопрос, и они хотели бы продолжить дальнейшее его изучение.
Тогда я подготовила для них семинар-практикум, на котором познакомила родителей с возрастными особенностями детей, содержанием образовательной программы по этому вопросу, рассказала о значении формирования словаря в развитии детей. Так же в форме деловой игры на практике показала родителям, как можно обучать детей с помощью дидактических игр.
Предложила родителям использовать дома дидактические игры для развития пассивного и активного словаря у детей. Результаты и опыт проведенной работы дома с детьми размещали на странички нашей группы на сайте ДОУ: https://t78460h.dou.obrazovanie33.ru/
Родители изготовили дидактические игры и принесли их в группу для создания уголка. Совместно с родителями я создала в группе уголок дидактических игр по формированию словаря. Дети играют в эти игры самостоятельно и со мной.
Малыши очень любят играть с дидактическими игрушками, которых в группе много. Это матрёшки, сборные наборы стаканчиков, игры-вкладыши, мозаика, разрезные картинки, пазлы, дидактический материал картинок и карточек из серии «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши, «Птицы», «Насекомые», «Мебель», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Цветы» и другие.
Дети с удовольствием играют в игры «Кто как кричит?», «Назови маму», «Кто где живёт?», «Кого не стало?», «Кто здесь лишний?».
Я поделилась опытом в ДОУ с другими педагогами, подготовила и провела практикум: «Использование дидактических игр для формирования у детей младшего и среднего дошкольного возраста словаря»
Разместила Опыт работы на сайте Виртуальный методический кабинет детского сада
Так же на МО учителей-логопедов 2021г. района практически показала использование массажёра Су-Джок в работе с детьми и подготовила и представила презентацию.
7. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Диагностическое исследование показало, что в формировании словаря у детей имеется положительная динамика. Словарь детей пополнился новыми словами, обозначающими названия предметов, действий, признаков, соответствующих возрасту детей.
Таблица 2
Уровень формирования словаря высокий средний низкий
год Кол-во % Кол-во % Кол-во %
2019 3 15 10 50 7 35
2020 4 20 12 60 4 20
2021 8 40 12 60 0 0
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный мною комплекс педагогических мероприятий способствовал обогащению и активизации словаря.
8. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Этот опыт работы может быть интересен как начинающим педагогам, так и педагогам, имеющим опыт работы, поскольку в нём предоставлен как теоретический материал по данной теме, так и практический материал, который может быть полезен при работе с детьми.
9. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бондаренко А К. «Дидактические игры в детском саду» М. Просвящение 1991г.
2. Алексеева М. М. Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение розному языку дошкольников» Изд. Центр «Академия» 2000г.
3. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» Методическое пособие для воспитателей Мозайка - Синтез 2004г.
4. Ушакова О. С. Струнина Е. М. Шаврина Л. Г. «Развитие речи и творчества дошкольников» И М М:ТЦ «Сфера» 2001г.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду» М. Просвящение. 2005г.
6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : 1982г
7. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : 1987
8. А. П. Усова «Роль игры в воспитании детей»1976г Москва «Просвещение»
9. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
10. Е. Н. Удаьцова «Дидактические игры в воспитании и обучении детей» 1976г. Минск
11. С. Л. Новоселова «Игра дошкольника» 1989г Москва «Просвещение»
12. О. Н. Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» 2008г. Волгоград
13. Ушакова О. С. Арушанова А. Г. Струнина Е. М.»Придумай слово «Речевые игры и упражнения для дошкольников» «Просвещение»,1996
14. Шорохова О. А. «Речевое развитие ребенка» - Москва «Просвещение» 2009
15. Новиковская О. А. «Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников» АСТ, Сова, ВКТ - Москва, 2011.
16. Парамонова Л. Г. «Упражнения для развития речи» АСТ - Москва, 2012.