Виктория Александровна Филиппова
«Детский сад и семья — партнеры в воспитании и развитии детей». (материал к родительскому собранию)
▼ Скачать + Заказать документы
Данная тема очень важна и обширна и касается многих сторон развития и воспитания. Я хочу затронуть одну из сторон нравственного воспитания детей.
«Влияние труда дошкольника в семье на формирование у него нравственно-волевых качеств».
Публикация «„Детский сад и семья — партнеры в воспитании и развитии детей“, (материал к родительскому собранию)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Поступление в школу-это большое событие в жизни каждой семьи : у ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение.
Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Наша с вами задача -помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить. К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке ребенка к школе- это научить его читать,писать,считать. Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного учения в школе. Известно много случаев, когда дети, из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но наступает день, когда знания полученные до школы иссякли, надо трудиться, но выработанная к тому времени привычка относиться к учению с позиции «Я все знаю, все умею»,не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что виноват учитель: раньше хвалили, ставили в пример, а сейчас отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности, причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию. Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Каждой ребенок должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, ответственность,дисциплинированность, настойчивость.
Нравственно-волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте. Позиция взрослых в разговорах с детьми должна быть спокойной, деловитой, ободряющей. Пусть дети почувствуют: дома понимают важность их новых обязанностей, ждут от них старания и ответственности, верят в их силы.
Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные по их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность.
Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола,мыть посуду,чистить свою одежду,обувь,поливать цветы и прочее. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что дети забыли или не захотели выполнить.
Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности то, как правило, они научились управлять своим поведением в учебной деятельности.
Как относиться к затруднениям, с которыми дети сталкиваются при выполнении различных поручений, заданий?
У некоторых детей такое столкновение влечет за собой потерю интереса к тому делу, которым они занимались. При этом настоятельные требования взрослых довести работу до конца могут вызвать отрицательное отношение к любым заданиям или натолкнут детей на попытку делать все кое-как. И то, и другое может пагубно сказаться на привычках детей. И помощь родителей, которые хотели выполнить за ребенка какую-то часть работы тоже ошибка, т. к. детям подастся пример безответственного отношения к порученному делу, и укрепляется неуверенность в своих силах. Кроме того, дети привыкают, что родители сделают трудную работу за них. Формирование умения "доводить дело до конца", преодолевать трудности- важная задача, стоящая перед родителями. Для этого необходимы соответствующие условия.
1. Ребенка ничего не должно отвлекать.
2. Многое зависит от настроя детей на предстоящее дело и от того,как они подготовили свое рабочее место.
З. Отношение взрослых к делам детей имеет значение. (если ребенок видит серьезное, внимательное,тактичное, доброжелательное отношение родителей к процессу и результатам его деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней).
Жизнь детей должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими добиваться цели, преодолевать
трудности, уступать, ждать.
От интересного к обязательному- таков путь развития у детей умения управлять собой. «Не хочу, но сделаю, чтобы достичь желаемого -вот мотив, который заставляет детей проявлять настойчивость, усидчивость. По мере роста детей, этот мотив качественно совершенствуется: «Это не интересно, но нужно», «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться».
Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости, вместе с которыми приходит и любовь к труду.
Важно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за собственную чистоту и опрятность. Аккуратный внешний вид, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости. Хорошо учиться порой мешает неряшливость. Аккуратность же во многом зависит от степени самостоятельности детей.
Школьники, которые с дошкольного возраста не приучены к самостоятельности, при необходимости что-то сделать без помощи теряются даже в том случае, когда помощь им не нужна: у них возникает чувство неуверенности, беспомощности.
Одной из причин детской несамостоятельности является чрезмерная опека детей, постоянное напоминание, а нередко и выполнение за них того, что дети сами обязаны и могут сделать.
Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня. Он нужен нее только для укрепления здоровья, твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.
Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень.
Забавляющая и не требующая усилий, стараний деятельность приносит мало пользы. «Хочу- не хочу», «Надоело заниматься- буду играть», «Не получается, ну и пусть».Такие мотивы деятельности детей. Родители часто не придают этому значения. - чем занят неважно, лишь бы не мешал.
В результате,у детей не сформировано серьезное, ответственное отношение к учебным обязанностям. Они не в состоянии преодолеть свое «не хочу», там где приходится приложить старания. Такие дети, как правило, учатся неохотно.
Первые шаги в школьной жизни всегда трудны,но родители могут облегчить их если своевременно позаботятся воспитании у детей нравственно-волевых качеств.