Олеся Прохоренко
Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка
▼ Скачать
Человек полностью ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность действовать»
Ж. Сартр
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный период, представляющий собой время становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания. Именно в этот период влияние среды ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Девиантное поведение подростков в целом и делинквентное, в частности, является глобальной проблемой современного общества.
Публикация «Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности подростка» размещена в разделах
Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент, а сами действия – деликтами. Делинквент (от лат. delinquens - правонарушитель) - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска формирования девиантного поведения, в том числе и его крайне деструктивной формы – делинквентного (противоправного и криминального) поведения.
Основными причинами формирования делинквентности являются :
низкий уровень культуры и нравственности в семье подростка;
воспитание ребенка в неполной семье, развод родителей;
смерть значимого для подростка человека;
ошибки в воспитании ребенка в виде слабого родительского контроля, отсутствия наказаний;
детская психотравма;
физическое насилие над ребенком со стороны родителей;
несовершенство психики ребенка в период подросткового возраста;
стремление подростка заявить о себе, самоутвердиться в компании друзей;
желание подростка казаться взрослым, жажда ярких впечатлений;
слабо развитые навыки установления причинно-следственных связей у школьников;
доступность для подростков материалов порнографического характера;
деградация личности, преобладание у человека низменных инстинктов;
наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;
наличие у индивида психических отклонений или психиатрических диагнозов;
трудности социальной адаптации личности;
агрессивность;
заниженная самооценка у подростка;
низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
большое количество свободного времени у подростка;
низкий интеллектуальный уровень развития личности, узость мышления;
стремление подростка самостоятельно зарабатывать любыми доступными способами;
попытки подростка решать конфликты и личные проблемы с помощью физической силы;
слабое развитие силы воли, склонность подростка к проявлению конформности;
попадание подростка в асоциальную группу сверстников;
Как правило, делинквентное поведение формируется в результате одновременного действия нескольких негативных факторов.
Криминальное поведение является одной из форм делинквентного поведения. Не каждое поведение, отклоняющееся от нормы, является делинквентным, однако любое делинквентное поведение является отклоняющимся. До недавнего прошлого проблема делинквентности и криминальности у подростков изучалась в основном на контингенте мальчиков. Лишь в последнее время отмечается возрастающий интерес к гендерным различиям в сфере противоправного поведения. Таким образом, проблема аномального развития личности подростков с противоправным поведением имеет системный характер и должна изучаться в совокупности взаимосвязанных аспектов.
Методы выявления делинквентного поведения у подростков :
Одним из основных принципов работы психолога с делинквентными подростками – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними.
• Беседа, наблюдение. Специалист собирает анамнез, расспрашивает об особенностях внутрисемейного взаимодействия, асоциальных и противоправных поступках подростка, их начале, периодичности, частоте. Оценивает продуктивность контакта, особенности поведения подростка на консультации (адекватность, агрессивность, эмоциональную неустойчивость и прочее).
• Анкетирование. Вопросы специализированных методик определяют отклонения в нравственной сфере, склонность к противоправным поступкам, аддикции, аффективное, агрессивное поведение, отклонения в сексуальной сфере. Результаты при исследовании могут быть сознательно искажены или изменены подростком. Используются такие инструменты как тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению».
• Психологическое тестирование. Личностные опросники, проективные методы применяются для более глубокого изучения эмоционально-волевой сферы, характерологических черт подростка. Результаты используются для выявления проблемы и подбора техник коррекции. Применяется «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО, «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ, «Тест руки» (Hand-тест, тест К. Томаса «Реагирование в конфликтных ситуациях», опросник «Уровень агрессивности» Б. Басса-Дарки,тест А. Ассингера «Агрессивность в отношениях», «Фрустрационный тест Розенцвейга», тест на выявление акцентуаций личности Леонгарда, модифицированный портретный тест Сонди, и др. При психологическом исследовании важна дифференциация делинквентного и девиантного поведения.
Коррекция делинквентного поведения у подростков :
Коррекция является комплексной, предполагается участие таких специалистов как психиатр, психолог, социальный педагог, родители. Коррекция поведения подростков с делинквентным поведением основана на развитии позитивных личностных черт, устранении искаженного восприятия социальных ситуаций. Адаптация ориентирована на вытеснение опасных действий, стимуляцию общественно полезной активности. Распространены следующие методы помощи подросткам :
• Когнитивно-поведенческая психотерапия. Сеансы направлены на коррекцию эмоционального состояния, деструктивных мыслей и идей относительно собственного «Я», взаимоотношений в социальных группах. Психотерапевт обучает подростка рефлексивному мышлению, формирует навыки социально эффективного поведения.
• Семейная психотерапия. Занятия с подростком и родителями проводятся в виде игр, тренингов. Цель – выработать и закрепить способы продуктивного взаимодействия. Члены семьи учатся выстраивать общение, сотрудничать, планировать досуг. Параллельно происходит выявление и коррекция поведенческих паттернов, поддерживающих делинквентность.
• Терапия творчеством. Перспективное направление в работе с делинквентными подростками – арт-терапия. Творческие занятия позволяют открыто выразить эмоции и мысли, объективно оценить их, преодолеть отклонения мотивационно-волевой и эмоциональной сферы. Рисование, танцы, лепка, участие в театрализованных представлениях рассматриваются как альтернативный способ проведения свободного времени.
Прогноз и профилактика:
Прогноз делинквентного поведения подростков благоприятен при комплексной педагогической, психологической и медицинской помощи. Положительный исход определяется в 50-70% случаев. Профилактика должна начинаться с самого раннего возраста. Важно уделять время и силы воспитанию, умственному развитию ребенка, организовывать разнообразный и полезный досуг, поддерживать увлечения спортом, творчеством. Необходимо исключить ситуации полного безделья, но сохранить возможность пассивного отдыха. В отношениях нужно проявлять уважение к ребенку, хвалить и поощрять за достижения, формируя положительную самооценку. Успех стимулирует интерес, увлеченность деятельностью. Правильные ценности, моральные устои, заложенные в ребенке до подросткового возраста, позволяют противостоять негативной информации, получаемой из различных источников.
соавтор статьи Панов С. С. www.maam.ru/users/2284417/