Татьяна
«Да здравствует мыло душистое!» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Закрепить и уточнить представления детей о том, где люди используют мыло в повседневной жизни, зачем они моют руки мылом. Познакомить с разными видами мыла, с их свойствами.
Развивать познавательную активность и поисковую деятельность. Учить на основе опытов анализировать и делать самостоятельные выводы
Обогащать и активизировать словарь детей
Развивать связную речь, воображение
Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей, чувства сотрудничества.
Образовательные области:
Публикация «„Да здравствует мыло душистое!“ Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация»
Материал:
Кукла Маша, ноутбук, слайды самодельного мыла; мешок; мыло : туалетное разное по форме, цвету, запаху по количеству детей, детское, жидкое 2-3 вида, хозяйственное, дегтярное; стаканы пластиковые, ложки, коктейльные трубочки по количеству детей, терка, мыльные пузыри, гуашь, листы бумаги на каждого ребенка, проволочная рамочка, шерстяная ткань, пластиковая дощечка, фартуки, тряпочки.
Ход занятия
За дверью раздается голос Маши из мультфильма «Маша и медведь»,зовет Мишку
Воспитатель: Ребята, кто-то там пришел. Как вы думаете, кто это?
«Заходит» Маша, чумазая, охает, тащит за собой мешок.
Маша: Эх, и тяжелый, тащу- тащу, а Мишки все нет и нет. Вы не видели его?
Воспитатель: Маша, а почему ты не здороваешься? Когда заходят к кому- либо в гости, то всегда здороваются, правда, ребята?
Маша здоровается, дети отвечают.
Воспитатель: Маша, а почему ты такая чумазая?
Маша: Я? И не чумазая совсем (смотрится в маленькое зеркальце). Ну разве самую чуточку, ну и что?
Воспитатель: Маша, а ты умывалась?
Маша: Да, чистой- пречистой водой, еще вчера, или позавчера. Я же не виновата, что грязь не отмылась.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Маша чумазая и почему она не смогла смыть грязь?
(предположения детей)
Воспитатель: Маша, а как часто ты умываешься?
Маша: Я-то? (задумывается)
Воспитатель: Ребята, подскажите Маше когда нужно умываться и мыть руки с мылом
(Ответы детей)
Маша: Ладно, поняла- поняла. Только зачем так часто, да еще и с мылом?
Воспитатель: Ребята, а почему нужно мыть руки с мылом?
(Мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи)
Маша: Все, поняла. Теперь-то уж я всех микробов поубиваю. Вот отгадайте, что у меня в мешке, слушайте загадку
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится (мыло)
Воспитатель открывает мешок
Воспитатель: Ребята, и правда мыло, да как его много. Давайте посмотрим, какое мыло у Маши. Возьмите все по кусочку. Что можно про него сказать?
( дети обследуют кусочки мыла: по форме; на ощупь: гладкое, шершавое, скользкое; по запаху: душистое, ароматное, пахучее; по цвету: розовое, белое, желтое, и т. д.)
Вывод: мыло имеет цвет, запах, форму. Запах зависит от добавок в мыло, от ароматизаторов.
Воспитатель: Ребята, это мыло туалетное, им моют руки и лицо. Но туалетное мыло бывает не только жестким, но и жидким.
(Достаю из мешка. Обследуем его)
Вывод: Жидкое мыло приятно пахнет, разного цвета. Жидкое мыло имеет такие же свойства, как и туалетное
Воспитатель: Посмотрите, в посылке еще что-то есть (достаю мыло хозяйственное, банное, дегтярное). Скажите, пожалуйста, для чего нужно хозяйственное мыло, как вы думаете?
(предположения детей, затем обследуем его, сравниваем с туалетным)
Вывод: хозяйственное мыло не ярких, красивых расцветок, не очень приятно пахнет, не привлекательной формы, так как оно предназначено для хозяйственных нужд и стирки белья.
Воспитатель: (вынимает из посылки мыло банное). Ребята, а это мыло банное. Значит оно нужно для каких целей?
Воспитатель: Ребята, а мыло еще бывает детское. Значит, оно для кого предназначено? Правильно, для детей. Посмотрите, понюхайте его. А еще есть мыло дегтярное. Вот оно. Понюхайте его. Какой запах? Это мыло содержит в себе очень много березового дегтя, поэтому оно так пахнет. Это мыло обладает лечебными свойствами и продается оно в аптеках.
(Во время обследования мыла, Маша принимает активное участие)
Физминутка «Умываемся» (выполняется стоя на ногах)
Водичка, водичка, – подставить ладони «под струю воды».
Умой мое личико, – «помыть водой» лицо.
Чтобы глазоньки блестели, – протереть глаза кулачками.
Чтобы щечки краснели, – слегка потереть щечки ладонями.
Чтоб смеялся роток, – улыбнуться.
Чтоб кусался зубок – сомкнуть губы: «ам».
Воспитатель: Ребята, в последнее время многие дома делают мыло сами. Они берут основу для мыла и добавляют в него те добавки, какие им хочется, затем мыло затем варится и заливается в различные формы. И получается мыло разное- разное.
Показ слайдов
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать что можно сделать с мылом? Давайте пройдем к столам и попробуем с вами поэкспериментировать. Покажем Маше, что можно сделать с мылом. Но прежде чем начать наш эксперимент, наденем фартуки и повторим правила безопасности:
1. Всё за собой ты убери, Будь аккуратным и не сори.
2. Не пробуй на вкус ничего никогда, Иначе тебя ожидает беда.
3. И никогда никому не мешай, Соседа всегда своего уважай!
Опыт 1. Мыло можно поделить, порезать, а мы натрем мыло на терке. Что мы делаем? Трем. Что у нас сыплется? Стружка. (участвуют дети). Натрем мыло разных расцветок.
Опыт 2. В стаканы с чистой холодной водой насыпать стружки мыла (разного цвета, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, можно перемешать. Что же получилось? Вода стала белая, мутная. (Воспитатель насыпает стружки в горячую воду, дети только в холодную)
Вывод: От цвета мыла мылкость не зависит. В горячей воде растворилось мыло быстрее
Опыт 3. А теперь возьмем трубочки, опустим их в стаканы с водой и подуем. Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей.
Круговые движения
И водички волнения.
Мыло растворяется,
Пена появляется
Вывод: Если дуть в мыльную воду через трубочку- появдяется пена
Восп-ль: Ребята, эти опыты проводили вы сами, а сейчас я покажу вам еще опыты с мылом
Опыт 1. Буру стакан, смешиваю жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускаю рамку, сделанную из проволоки, в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? (Пленку). Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? (Надувается пузырь).
Результат: Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь. По такому же принципу мы выдуваем покупные мыльные пузыри (показ)
Опыт2. Смачиваю рабочую поверхность (пластик или стекло) водой. Обмакнув соломинку в мыльный раствор, выдуваю пузырь и осторожно кладу его на стекло – получил купол. Хорошо смочив соломинку в мыльном растворе еще раз, осторожно протыкаю первый купол и дую в соломинку – внутри образуется купол меньшего размера (повторить 2-3 раза). (Каждый новый купол не должен соприкасаться с предыдущим).
Результат. Каждый последующий пузырь занимает место в центре предыдущего и приводит к увеличению первого пузыря.
Опыт3. Прыгающие мыльные пузыри. Беру шерстяную ткань, жидкость для мыльных пузырей (охлаждённая в холодильнике, соломинку для коктейля, ракетку для пинг-понга. Оборачиваю ракетку тканью. Выдуваю шарик и стараюсь опустить его на ракетку. Осторожно подбрасываю пузырь Результат. Мыльный пузырь, не меняя формы и не лопаясь, мягко опускается на ракетку и даже подпрыгивает. Поверхность пузыря из мыла и воды достаточно упруга. Пузырь опирается на ворсинки ткани и как бы парит в воздухе.
Воспитатель: Ребята, а еще мыльными пузырями можно рисовать. Это будет наш следующий опыт. Я уже приготовила раствор, смешала гуашь с мылом (5 столовых ложек гуаши + 1 столовую ложку мыла + 1 чайная ложка воды)
Опыт 4. Рисование мыльными пузырями. Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри. Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются удивительные отпечатки.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем мыльными пузырями подарок Мише и Маше
Дети рисуют, дарят Маше рисунки, Маша благодарит
Воспитатель: Ребята, что вам сегодня понравилось? Что нового вы узнали? Что было самым интересным? А что самым трудным? Маша, а тебе понравилось? Маша говорит, что ей все очень понравилось, что она расскажет Мише, благодарит детей и уходит
Дети идут мыть руки