Юлия Васильева
Педагогический проект по здоровьесбережению «Чтобы себя защитить, надо себя изучить»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Формирование у детей дошкольного возраста отношения к здоровью как главной жизненной ценности
Творческое название:
"Чтобы себя защитить, надо себя изучить»
Составила
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 60 «Заинька»
Ю. В Васильева
Тип проекта
По деятельности:
Творческий, исследовательский.
По содержанию:
Естественно – научный.
По числу участников:
Подгруппа детей.
По времени:
Продолжительный.
По характеру контактов:
Публикация «Педагогический проект по здоровьесбережению „Чтобы себя защитить, надо себя изучить“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В рамках МДОУ.
Участники проекта
Дети, воспитатель, инструктор по физической культуре, родители
Аннотация проекта
Данный проект направлен на формирование отношения детей к здоровому образу жизни, как главной жизненной ценности. Он реализуется через создание образовательных ситуаций, систему игр, проведение игровых пятиминуток, развлечений.
В ходе реализации проекта :
Используются современные подходы к развитию личности каждого ребенка, к раскрытию его способностей, что дает возможность соответствующего профессионально-личностного роста самого педагога.
Осуществляется непрерывность и последовательность образовательного процесса, дающая полную, развернутую картину строения человеческого организма, а знание последствий влияния на него различных факторов приводит к осознанию ребенком ценности своего здоровья. Происходит свободное интегрирование темы проекта во все образовательные области и виды свободной деятельности детей.
Актуальность
Здоровье является критерием адекватности взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов.
В настоящее время в обществе есть высокая потребность в физически и психически здоровом подрастающем поколении. В реальности же наблюдается ухудшение здоровья детей, поступающих в ДОУ, проявляющееся в снижении уровня физического и эмоционально-психичекого развития и усилении интеллектуального развития за счет ухудшения здоровья.
Поэтому в ДОУ необходима системная работа по формированию положительной мотивации на здоровый образ жизни и ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Гипотеза:
Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий.
Формирование у детей дошкольного возраста отношения к здоровью как главной жизненной ценности будет осуществляться наиболее эффективно, если:
Образовательный процесс будет вестись легко, незаметно и ненавязчиво; без обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как взрослого, так и ребенка.
Формирование сознательного отношения к своему здоровью будет осуществляться на основе теории развития понятий, суть которого в подходе к биологическим и физическим понятиям с разных сторон, в вовлечении детей в активный познавательный процесс, в многократном возвращении к одному понятию под разными углами зрения.
В основе процессов познания будут лежать многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям самостоятельно улавливать общие закономерности процессов, происходящих в организме, понимать биологический смысл гигиенических процедур.
Противоречия
Тенденция к ухудшению состояния здоровья воспитанников - Потребность общества в сохранении здоровья подрастающего поколения
Постоянный рост числа детей с различными отклонениями в развитии - высокая потребность в обществе в физически и психически здоровом подрастающем поколении
традиционные методы воспитательно – оздоровительной работы - необходимость использования новых здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей.
высокие требования, предъявляемыми к деятельности современного воспитателя - его недостаточная подготовленность в области современных здоровьеформирующих технологий.
Цель
Повышение качества образования, направленное на личностно-ориентированное и воспитание здорового поколения и формирование у детей осознанной мотивации к здоровому образу жизни
Задачи
Дать детям общее представление о здоровье, как о главной ценности.
Расширять представления детей о состоянии собственного тела, познакомить с организмом человека.
Расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Побуждать дошкольника к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности.
Формировать умение накапливать необходимый опыт и знания для успешного выполнения задач по укреплению физического и психического здоровья.
Научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
Организовывать развивающую среду как пространство для самореализации детей.
Совершенствовать условия для профессионального роста педагогов.
Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания здорового ребенка.
Предполагаемые результаты
Применение современных подходов к развитию личности каждого ребенка, к раскрытию его способностей.
Реализация непрерывности и последовательности образовательного процесса, дающая полную, развернутую картину строения человеческого организма.
Воспитание человека, с обширными знаниями о своем здоровье и умением оберегать, поддерживать и сохранять его; с компетентностью, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасности поведения.
Свободное интегрирование темы проекта во все образовательные области и виды свободной деятельности детей.
Возможность соответствующего профессионально-личностного роста самого педагога.
Вовлечение семьи в активную совместную деятельность по воспитанию здорового ребенка.
Методы проекта
Эксперименты, наблюдения, беседы, самонаблюдения, познавательные, сюжетно – ролевые игры, игры – занятия, игры – конкурсы, кроссворды, развлечения
Этапы исследования
Организационно-подготовительный
Формулировка цели, задач, методов.
Изучение методической литературы по теме проекта
• Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий.
• Оценка ресурсной базы для реализации проекта.
• Диагностика здоровья и физического развития детей
• Мониторинг уровня знаний детей о своем здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Анализ существующих традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
Составление плана работы по реализации проекта.
Основной
Разработка конспектов занятий на основе интеграции ОО
Заключительный
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.
• 2. Контрольная диагностика, с целью определения эффективности проведённой работы.
3. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по теме проекта.
• Обобщение опыта в ДОУ.
• Разработка перспектив
Сравнительный анализ эффективности проведё нного исследования:
Анализ уровня здоровья я начала изучать со второй младшей группы, чтобы получить сравнительную картину здоровья детей до начала проекта и на начальном этапе его реализации. Это позволило мне увидеть положительную динамику медицинских показателей здоровья и постепенное, но стабильное снижение уровня заболеваемости детей после начала реализации проекта.
Анализ диагностического исследования
Диагностическое исследование на начальном этапе проекта показало, что уровень знаний детей о человеческом организме и его функционировании находится в основном на среднем уровне (62%-65%). Интерес детей к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения принимает устойчивый характер. Они доброжелательно вступают со сверстниками и взрослыми в общение, с интересом изучают себя, радуются совместным и самостоятельным действиям и их результату. Стремятся к самостоятельности.
Анализ уровня культуры здоровья семьи
Анализ анкетных данных уровня культуры семьи показал, что только 7% родителей ведут здоровый образ жизни и прививают его своим детям. Большинство же семей не придают здоровью важного значения, обращают на него внимание только по необходимости или при возникновении болезни. Такое отношение к своему здоровью отражает общую картину культуры здоровья современного общества в нашей стране. Анкетирование родителей показало, что существенно изменилась структура совместной оздоровительной деятельности ребёнка, и взрослого;
Родители стали охотно принимать участие в спортивных мероприятиях детского сада.
Решение этой проблемы я вижу в тесном сотрудничестве с семьей, в привлечении родителей к активному участию в мероприятиях по формированию взглядов на здоровый образ жизни у детей и родителей (вечера досуга, развлечения, спартакиады, игры – конкурсы, совместные эксперименты, домашние задания для детей и родителей).
Результаты
Сформированная осознанная мотивация на здоровый образ жизни через ознакомление с человеческим организмом.
Повышение уровня мотивации к образовательной деятельности.
Развитие познавательных способностей.
Развитие умения анализировать и синтезировать полученные в экспериментах знания и применять их в повседневной жизни.
Творческое самовыражение детей.
Формирование активной жизненной позиции.
Осознание родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи.
Комплекс практических приемов, совместные усилия детского сада и семьи позволили сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью
Обеспечение проектной деятельности
Материально – техническое:
Плакаты и схемы человеческого организма, муляжи, оборудование для опытов, экспериментов, самонаблюденй, модели для наглядной демонстрации физиологических процессов, атрибуты для дидактических, сюжетно – ролевых игр, конкурсов, развлечений.
Диагностико – дидактическое:
Экологические, логические игры и задачи, игры, направленные на развитие познавательных способностей, диагностические материалы для определения уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Информационные ресурсы
Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник». Социально- оздоровительная технология 21 века». Москва; «Аркти», 2000.
Богина Т. Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях». Москва, «Мозаика- синтез», 2005.
Деркунская В. А. «Диагностика культуры здоровья дошкольника». Москва; Педагогическое общество России, 2005.
Кочетков А. В. «Оздоровление детей в условиях детского сада», ТЦ Сфера, 2005.
1. Актуальные проблемы валеологии в образовании. – Материалы первой всероссийской конференции. – М. АПК и ПРО, 1997
2. Волкова С. С. Как воспитать здорового ребёнка. – Киев, 1991 г.
3. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., 1989 г.
4. Оверчук Т. И. «Здоровье и физическое развитие в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2001 г.
5. Халетова С. С., Полевщиков М. М., Шрага А. М. Основы здорового образа жизни. Йошкар-Ола, 1997.
6. Квач Н. В. «Здоровьесберегающая педагогика. – М., «Владос», 2001 г.
7. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я». – М. :Генезис,2001г.
8. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» подредакций М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. «Здравствуй» М. Лазарев
3. «Букварь здоровья» Л. В. Баль
4. «Уроки Айболита» Г. К. Зайцев
5. «Здравствуй мир» А. А. Вахрушев
6. «Игры, которые лечат» А. С. Галанов
7. «ОБЖ» М. А. Фисенко
Интернет ресурсы:
www.doshvozrast.ry
www.nashideti.ry
www.moi-detsad.ry
Методическое:
Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. «Здоровый дошкольник»,
Ануфриева Л. П. «Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности»,
Воронин И. М., Козачук И. В. «Фундаментальные основы здоровья и профилактики заболеваний»,
Давидчук А. Н. «Индивидуально – ориентированное обучение детей»,
Деркунская В. А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников»,
Иванова А. И. «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду».