Чайка Татьяна Викторовна
«Чтобы чётко говорить, нужно с пальцами дружить!» Зависимость уровня речевого развития от мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»
Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Ребенок, имеющий
высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у
него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Публикация «„Чтобы чётко говорить, нужно с пальцами дружить!“ Зависимость уровня речевого развития от мелкой моторики» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем
дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выполнять сложные
задания, требующие достаточной точности и согласованности движений
кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений
из бумаги, ткани, темы. Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из
разноцветных бумажных полос. Освоив принцип плетения из бумаги, дети
самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов,
используют этот способ плетения в других поделках. Для развития
координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть
ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит
рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной
иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него
аппликацию.
Если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко – организуйте
игры с бельевыми прищепками. Прищепки могут крепиться к различным
поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани.
Картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными, например:
«ежики», «солнышко», «елочка», «бабочка». Игровые упражнения с
прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее
любимыми.
Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на
вырезывание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное
свойство: как бы ни вырезал ребенок, все равно получится узор,
напоминающий снежинку или звездочку. Необходимо постоянно выполнять
следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами
фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять
композиции-аппликации. В настоящее время все большую популярность
приобретает оригами. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами
очень высок. На занятиях оригами эффективно используются сказкиподсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание
при выполнении игрушек, ведь механические задания заменяются
осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие
домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков,
уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно
предложить помыть посуду, представив в распоряжение ребенка
пластиковые предметы, собирание разрезных картинок, разбор круп и т. д.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом,
цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того,
чтобы на бумаге остался след пишущего предмета. Это тоже способствует
развитию ручной умелости. Необходимо учить детей раскрашивать
аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно
нанося нужный цвет.
Если ребенок не испытывает интереса, занятие лучше отложить или заменить
другим. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать все и сразу! Много –
не значит хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить
радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что – то не
получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт.
Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится!