Гилева ольга
Что такое заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.
Эти явления вызываются судорогами мышц тех или иных органов речи в момент произношения (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц).
Публикация «Что такое заикание, Причины возникновения заикания, Роль семьи в преодолении заикания у ребенка» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Заикание- нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
По этиологическому признаку различают два вида заикания.
1. Чаще всего встречается функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражения в речевых механизмах центральной нервной и переферической нервной системы. Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.
2. В редких случаях заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т. п.). Такое органическое заикание может возникнуть в любом возрасте.
Причины функционального заикания могут быть различными.
Одной из распространенных причин появления заикания у детей является непосильная для них речевая нагрузка (повторение непонятных, труднопроизносимых слов; декламация сложных по содержанию и больших по объему стихотворений; запоминание сказок, рассказов, не соответствующих возрасту и развитию ребенка). В таких случаях перегрузка нервной системы ребенка в сочетании с произносительными трудностями вначале приводит к случайным остановкам в речи, повторениям отдельных звуков или слов. В дальнейшем у ребенка появляется уверенность, что так будет всегда. Создается патологический раздражитель (фиксация, самовнушение). Возникает заикание.
У некоторых детей подобное происходит вследствие неправильного звукопроизношения (если учесть, что заикание появляется с 2 лет, становится понятным, что это закономерное физиологическое явление).
Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих, или стремится быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках – и начинает заикаться.
Часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств, для выражения мыслей.
Возникновению заикания способствует также неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг. Заикание может возникнуть и в результате подражания.
Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.
Проявления заикания.
Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.
Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Заикание может усиливаться в момент болезни, переутомления, после того как ребенка наказали. Наблюдается также зависимость от погоды, от времени года, от условий жизни, от питания.
Основным внешним признаком заикания является возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее заикание.
Формы заикания. По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы заикания : клоническую, тоническую, смешанную.
Наиболее ранняя и легкая форма заикания – клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-б-бабушка, со-ба-ба-бака).
Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму – тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к….нижка, каранд…аш, зм….ея).
Встречается и смешанный вид заикания.
Степени заикания. Различают три степени заикания : слабую, среднюю и тяжелую. Слабой степенью считают такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени проявляются также сопутствующие движения.
В связи с тем, что заикание является весьма сложным речевым дефектом, с разнообразными проявлениями, необходимо проводить всестороннее комплексное обследование: медицинское, логопедическое и психологическое.
Роль семьи в преодолении заикания у детей. Успех в преодолении заикания у детей в большой степени зависит от помощи родителей, которые под руководством специалистов должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребенка, закаливающие и общеукрепляющие процедуры, а также выполнять все советы и назначения.
Заикающиеся дети очень подвижны и возбудимы, поэтому родители часто не могут организовывать их дневной сон. Следует помнить, что продолжительный сон 10-11 ч ночью и не менее 2 ч днем должен быть обязательным, т. к он укрепляет нервную систему детей и подготавливает их для активной работы на занятиях.
На занятиях под руководством логопеда дети говорят без пауз и запинок. Необходимо чтобы в остальное время навыки сохранялись и поддерживались. Поэтому и воспитатели, и родители должны следить за речью ребенка. Надо стараться ограничивать все разговоры детей, не задавать им вопросов, не заставлять повторять плохо (с заиканием) сказанные слова. Если ребенок (вне занятий) начинает говорить с заиканием, следует тут же прийти ему на помощь, договорив за него слово или фразу.
Особенно ответственным и сложным является проведение в первый месяц занятий «режима молчания» в детском саду. И дома. Это общепринятое название является условным, т. к. по существу полного молчания вне занятий от любознательных, подвижных, эмоциональных детей добиться не удается. Но стремиться к этому необходимо. Речь детей вне логопедических занятий допускается в самых крайних случаях, и то шепотная.