Засухина Елена Евгеньевна
Проект «Что нам осень принесла»
Проблема проекта :
Осень – одно из богатейших времён года, природа осенью полна неповторимым разнообразием цветов и красок, богатством урожая, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы, ласковым пением птиц. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться, вглядываться, вслушиваться в безграничные красоты природы.
Учитывая, что представление детей 4-5 лет об объектах природы и временах года еще не достаточно устойчиво, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольника с природой.
Публикация «Проект „Что нам осень принесла“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Необходимо расширить кругозор детей об основных признаках осени, названиях месяцев. Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов «золотая осень», «унылая пора». В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Актуальность: Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В условиях образовательного процесса в учреждении укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель проекта : Познакомить детей с красотой осенней природы. Дать детям элементарные представления об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года. Развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы. Прививать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Задачи:
- продолжить знакомить детей с понятиями «время года – осень», с сезонными изменениями в природе, происходящими осенью (похолодало, ветер, осадки, листопад);
- добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты»», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса»; расширить активный словарь по данным темам
- способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе (похолодало – исчезли бабочки, жучки);
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании декоративных композиций и рисунков;
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
- привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей при решении общей задачи;
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Тип проекта :
- по числу детей – групповой
- по виду деятельности – познавательно – исследовательский, творческий, игровой
- интеграция образовательных областей – познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
- по продолжительности – краткосрочный
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта : октябрь 2020г.
Ожидаемые результаты проекта :
Расширение и закрепление знаний детей о признаках осени, о ее дарах. Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений детей об окружающем, а так же с помощью стихов, рассказов, пословиц, загадок на тему осень. Применение сформированных навыков связной речи детьми в различных ситуациях общения. Отражение детьми своих знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой). Формирование у родителей активности и заинтересованности в образовательном процессе.
Планирование работы в рамках реализации проекта :
Работа с педагогами:
- составление плана работы над проектом «Осенняя пора»;
- обсуждение проекта и итогового мероприятия со специалистами;
- распределение обязанностей между педагогами;
- подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта;
- подбор материалов и оборудования для занятий, игр, бесед с детьми;
- привлечение родителей к проекту «Осенняя пора»;
- оформление материалов проекта.
Работа с детьми:
- наблюдения: «Наблюдение за деревьями на участке нашего детского сада, за листопадом», «Наблюдение за цветами», «Наблюдение за улетающими утками», «Наблюдение за насекомыми»…;
- СОД по аппликации: «Осеннее дерево», «Что нам осень принесла!»;
- СОД по рисованию: «Золотая осень», «Осенние деревья», «Веточка рябины»;
- СОД по лепке: «Ежики», «В лес за грибами», «Осенние листочки»;
- рассматривание картины: «Золотая осень», «Осень в
деревне»;
- СОД по развитию речи: «Чтение стихотворений об осени», творческое рассказывание – «Что я видео в парке»;
- СОД по ознакомлению с окружающим миром: «Петрушка идет трудиться», «Перелетные птицы», «Осенние посиделки», «Беседа о домашних животных»;
- чтение художественной литературы: «Три поросенка», «Осенняя сказка», «Спор деревьев» К. Ушинский, «Осень» К. Бальмонт, «Под грибом» В. Сутеев, рус. народная сказка «Мужик и медведь», «Осенью» А. Барто;
- беседы: «Если хочешь быть здоров!», «Осень – добрая волшебница», «Что мы знаем про осень», «Овощи» Ю. Тувим;
- дидактические игры: лото «Овощи и фрукты», «Чудесный мешочек», «Полезно, не полезно», «С какой ветки эти детки», «Отгадай, что за дерево», «Что изменилось»;
- сюжетно-ролевые игры: «Едем всей семьей в парк», «Уборка урожая», «Прогулка по лесу»;
- дыхательные упражнения: «Листопад», «Сдуй листочек», «Ветерок»;
- подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!», «Осенние листочки», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Вершки - корешки», «Овощи - фрукты»;
- игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи», «Чья тележка быстрее наполнится листвой»;
- Загадки по осенней тематике;
- просмотр мультфильма; «Уроки тетушки совы. Осенние месяцы»;
- физкультминутки: «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички»;
- пальчиковая гимнастика: «Дождик, дождик», «Овощи к обеду», «Мы капусту рубим…», «Паучок», «Осень»;
- создание коллективных работ: «Осенний лес»; «Мухоморы в осеннем лесу»;
- музыкальные занятия: подготовка к празднику Осени «Как заяц Тимоша Осень встречал».
Работа с родителями:
- беседа «Как одеваться осенью?»;
- разучивание стихотворений об осени;
- сбор природного материала для групповых поделок;
- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
- консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интереснее»;
- конкурс фотографий «Осень золотая в гости к нам пришла»;
Итоговое мероприятие: Праздник Осени «Как заяц Тимоша Осень встречал»
Достигнутые результаты:
В результате реализации проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Появилось желание самостоятельно заняться творчеством (лепить, рисовать на осеннюю тематику).
Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Планируем продолжить работу по дальнейшему ознакомлению с осенними явлениями природы, познакомить с понятием «поздняя осень».