Елена Деревягина
Консультация «Чем занимается нейропсихолог в детском саду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Постоянно растёт число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, приходящих в детский сад. И это ставит перед психологами и педагогами задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления психофизического их здоровья в условиях образовательной организации.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – с 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, внимание, восприятие, мышление и речь ребенка.
Публикация «Консультация „Чем занимается нейропсихолог в детском саду?“» размещена в разделах
Поэтому формой моей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стали комплексы нейропсихологических и кинезиологических упражнений в рамках образовательной нейропсихологии и кинезиологии. Или - «Гимнастика мозга» - система быстрых, простых, специфичных движений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия и приносят пользу каждому ребёнку, независимо от имеющихся проблем в развитии.
Так же «Гимнастика Мозга» способствует активизации речемыслительной и познавательной деятельности, снижению психоэмоционального напряжения у детей, благотворно влияет на развитие зрительно - пространственной координации, и является ключом к развитию познавательных и творческих способностей ребенка.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий головного мозга - левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Основными задачами образовательной нейропсихологии и кинезиологии являются: развитие памяти, внимания, речи, мышления, развитие интеллектуальных и творческих способностей, развитие мелкой моторики руки, развитие межполушарной специализации, синхронизация работы полушарий.
Образовательные нейропсихология и кинезиология относится к здоровьесберегающим и здоровьеформирующим технологии. Под влиянием специальных тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
Важное условие – систематичность занятий. Для результативности коррекционно – развивающей работы необходимо соблюдать определенные условия: занятия проводятся в доброжелательной обстановке, ежедневно, от простого к сложному, по специально разработанным комплексам.
Комплексы включают в себя различные виды нейропсихологических и кинезиологических упражнений:
1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
4. Телесные упражнения снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
5. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
6.«Зеркальное рисование» - как метод синхронизации активности обоих полушарий головного мозга у детей дошкольного возраста.
! Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
Важно: нейропсихологические и кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, то есть накапительный эффект.
«Оживляют» и оптимизируют образовательный процесс и снижают утомляемость детей.
Повышают стрессоустойчивость и работоспособность.
Улучшают мыслительную деятельность.
Повышается уровень эмоционального благополучия ребенка.
Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных и психофизических способностей детей через движение.