Анжелика Турулина
Консультация «Цели и смысл жизни. Жизнь прожить — не поле перейти»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Цели и смысл жизни. Жизнь прожить – не поле перейти».
(Возраст 10 – 13 лет)
Цель: расширение знаний несовершеннолетних о себе, своих возможностях и способностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем занятие – «Цели и смысл жизни», на которых мы с вами рассмотрим вопросы, волнующие каждого человека на протяжении всей жизни.
Приветствие.
Публикация «Консультация „Цели и смысл жизни, Жизнь прожить — не поле перейти“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Все участники, взявшись за руки, образуют круг и, сначала шепотом, затем обычным голосом и очень громко, говорят «Добрый день».
Упражнение «Назови свое имя». Ребятам предлагается назвать свое имя и сказать нравится ли оно. Назвать свое имя ласково.
Дискуссия по упражнению. Почему одним людям нравится их имя, а другим нет? Что обозначают ваши имена? В честь кого вас назвали? Кто из родителей вас назвал?
Упражнение-разминка «Карлики и великаны»
Все встают в круг. На команду «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников: приседает на команду «Великаны!»
Сказка «Охотник и его сыновья»
(Сказка поможет несовершеннолетним расширить свои представления о стрессе и его преодолении).
Жил-был в некотором царстве охотник. Нелегкой была его жизнь. С трудом добывал он свой кусок хлеба. Сколько, бывало, верст пройдет по лесу, прежде чем встретится какая-то живность. Бывало, что и счастье привалит - крупная добыча попадется: и мясо, и шкура неплохая. Снесет на базар, глядишь, и есть чем семью кормить.
А какая радость была, когда сын родился. Счастливей его не было на свете человека. Но черное горе ходило рядом - задрал, косолапый сына. Не было пределов печали несчастного отца.
Идет как-то охотник по лесу, силы проверяет. Видит, попался ему серый заяц. «Неплохо, - подумал охотник, - нынче и заяц добыча». Взял он серого за уши, хотел было его в сумку бросить, и вдруг заговорил косой человеческим, голосом:
- Отпусти меня, добрый охотник. Что хочешь проси, любой откуп.
Подивился охотник чуду:
- Сколько лет живу, а такого чуда не видывал. Будь что будет, заяц - не медведь. А вдруг и вправду, что спрошу, то и сделает.
Стал думать, что у зайца просить. Вспомнил про своего несчастного сына, вспомнил про свою радость при его рождении и печаль после гибели, подумал про свою горемычную жизнь и сказал :
-Ладно, серый, беги. Только сделай так, чтобы сын у меня второй родился, чтоб здоров был, чтоб жизнь прожил спокойную-преспокойную, чтоб не было у него никаких забот и никаких волнений.
Сказал и отпустил зайца.
-Все будет, как ты хочешь, - молвил заяц и скрылся в кустах.
Только и слышал охотник, как зашумели ветки вслед убежавшему чудному зверю.
Прошел положенный срок - родился у охотника второй сын. Всем хорош малыш: и ростом, и лицом вышел, и растет крепеньким. Только уж слишком спокойный— не смеется, не плачет; ни гулять ему неохота, ни есть, ни пить. Растет себе и растет, а интересу никакого ни к чему не проявляет. За все детство ни разу шишку не набил, царапины не получил, не дрался ни с кем и ни с кем не дружил.
Вырос сын крепок, здоров, да вся жизнь как-то мимо него проходит. Горе где какое, или радость - ничто не трогает. Отец с матерью померли - не горевал; девушке приглянулся - не радовался; собирался жениться - да передумал.
Встретил как-то он серого зайца в лесу, а тот не убегает, говорит человеческим голосом:
-Ну что, брат, как живешь? Доволен спокойной жизнью? Может, по-другому жить хочешь?
Не удивился охотничий сын и говорящему зайцу.
- Как хочешь,- отвечает.
И сказал заяц:
- Живи, как все люди живут,- а сам скрылся в лесу.
Огляделся молодой человек. Вокруг лес чудесный, красота первозданная.
- Как раньше не замечал такого,— подумал он.
Затрепетало сердце от счастья, дух захватило. Только на это его и хватило. Упал он и. умер.
Вопросы для обсуждения
1. О чем эта история?
2. Чему она учит?
3. Как она может помочь в реальной жизни?
Психолог. История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без тревог и забот – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И каждый раз мы должны решать их. Вся жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна.
Игра «Путешествие в горы».
Учащимся предлагается совершить путешествие в горы. В воображаемом пути у учащихся будет пять остановок. Каждая остановка предполагает два варианта ответа:
1 вариант ответа - 10 баллов;
2 вариант ответа - 5 баллов;
Анализ результатов:
Если ты набрал от 40— до 50 баллов, то: это говорит о том, что даже в игровой ситуации ты не устаешь размышлять над своими поступками.
Ты понимаешь, что каждый твой поступок - это результат твоего от-ношения к самому себе, людям и миру. Ты осознаешь, что любые твои действия предполагают определенные последствия для тебя и ты поступаешь так, как подсказывает тебе твой разум.
Совершая определенные поступки, ты размышляешь о последствиях Их не только для себя, но и для других людей. Если ты научишься рассуждать в игровой ситуации, то в жизни ты избежишь потерь и ошибок, которые поджидают тебя на пути.
Если ты набрал от 30- до 40 баллов, то:
ты считаешь, что можно жить, не думая о последствиях своих поступков. Тебе очень трудно принимать собственные решения, очень часто поступок, совершенный необдуманно, вызывает позднее раскаяние, но, к сожалению, зачастую это бывает поздно.
Тебе иногда трудно ладить с людьми, приспосабливаться к их мнению и желаниям. Однако, очень хочется, чтобы окружающие люди следовали твоим интересам и желаниям.
Если ты набрал 25 баллов, то:
твое поведение - следствие безразличного отношения к себе и другим, что приводит часто к плохим последствиям. Нежелание прислушаться к голосу здравого смысла, единоличное принятие решений, необдуманность в отношениях с людьми может привести к тому, что человек остается в изоляции и страдает как физически, так и психически.
В конце игры ребята подсчитывают баллы и, (по желанию, рассказывают о своем выборе.
Описание игры: «Дорога в горы».
Твой друг живет в горах. Сегодня - выходной день, он пригласил тебя и твоих друзей в гости. Вы решили, что будет полезно прогуляться. К тому же в тех местах, где вы живете, очень жарко и хотелось бы побыть там, где прохладно. Вы садитесь в машину, заезжаете за друзьями и вместе отправляетесь в путь.
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА.
Часть дороги очень плохая, впереди - большая яма, полная воды.
Варианты выбора:
1. Вам удается объехать яму, и вы продолжаете путь.
2. Вы застряли в яме. Выбраться без посторонней помощи невозможно. Придется ждать, пока кто-нибудь вытащит.
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА.
Встречная машина вытащила вас. И вы на автостраде. На часах - пол-день. Друзья просят прибавить скорости, в машине очень жарко. Вам хочется прибавить скорость и показать возможности машины.
Варианты выбора.
1. Вы отказываетесь от этой идеи, опасаясь дорожных неприятностей.
2. Вы поддаетесь на уговоры друзей и жмете на газ. Но на дороге - работник автоинспекции и вас штрафуют за превышение скорости.
ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА.
У вас совершенно испортилось настроение, а дорога становится все круче.
Друзья шутят, смеются, требуют увеличить скорость. Общение с друзьями раздражает. У вас возникают неприятные ощущения.
Варианты выбора:
1. Вы открываете окно, включаете радио, и все проходит.
2. Вы останавливаете машину, выходите на обочину, ищете уголок, чтобы полежать и успокоиться.
ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА.
Раздражение прошло, стало легче. Вы отправляетесь в путь, горная дорога, свежий воздух, хорошая музыка, шутки друзей и вдруг - хлопок: прокол шины.
Варианты выбора:
1. Призвав на помощь друзей, вы меняете колесо и продолжаете путь.
2. Вы в ярости. Настроение безнадежно испорчено. Вы пинаете машину и ушибаете ногу. Пока боль не утихнет, вы не можете отправляться в путь.
ПЯТАЯ ОСТАНОВКА.
Дорога становится все круче. Много времени потеряно, хочется достичь цели быстрее, и немного отдохнуть.
Варианты выбора:
1. Вы обсуждаете с друзьями, как можно изменить план прогулки не в ущерб самой прогулке, себе и друзьям.
2. Вы решаете ехать быстрее, но ГАИ не дремлет. Штраф, неприятные объяснения, ссора с друзьями.
Упражнение «Советы»
Несовершеннолетним предлагается подготовить советы родителям по преодолению жизненных трудностей их детьми. Учащимся раздаются листочки бумаги.
Дети эти листочки не подписывают. На каждом листочке – один совет. Все листочки собираются в корзину, перемешиваются. Психолог вытягивает советы, зачитывает учащимся.
По окончанию занятия проведен итоговый шеринг, где каждый высказал, что ему больше всего понравилось, и высказывает пожелания для других участников.