Наталья Носаева
«Бизиборд» развивающая игра-доска в работе педагога-психолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность этой развивающей игры.
Современные дети уже не так активно занимаются познанием мира, как их ровесники еще четыре десятка лет назад. Если раньше малыш хватал в руки все, что попадется, исследовал мир всеми возможными способами, то сейчас уже с года дети все чаще заняты планшетами, мультиками – всем, что так нравится и намертво приковывает их внимание. Логопеды бьют тревогу – число ребятишек с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии. Чтобы убрать различные негативные факторы, постоянно разрабатываются новые дидактические игры, применяются и давние методики. Одна из них – была разработана методика Монтессори, ставшая сегодня актуальной как никогда. Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. Мария Монтессори в рамках своей методики предложила развивать мелкую моторику детей через познание сути вещей. Для этого нужно было перенести подручные приспособления на стенд для изучения, таким образом, дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности. Благодаря ей появился первый бизиборд : на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой, различные кнопочки, мышка,клавиатура от компьютера, веревка для вешания тряпочек с прищепками и тд.
Публикация «„Бизиборд“ развивающая игра-доска в работе педагога-психолога в ДОУ» размещена в разделах
Бизиборд — развивающая доска для детей, которая содержит много различных кнопочек, замочков, щеколд, прищепок и прочих предметов, которые могли бы заинтересовать ребенка.
Мелкая моторика и развитие речи взаимосвязаны напрямую. Через выполнение мелких движений пальчиками рук, происходит прямое влияние на мозг ребенка. При давлении на кончики пальцев сигнал идет прямо в кору головного мозга, эти сигналы активизируют еще неразвитые клетки головного мозга, отвечающие за речь ребенка. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.
Цели и задачи бизиборда.
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд.
Задачи:
-развивать мелкую моторику рук,
-логику и мышление;
-способствовать изучению различных цветов;
-формировать причинно-следственные связи;
-развивать самостоятельность и познавательную активность;
-способствовать развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции).
Описание бизиборда
Размер: 80*50 см.
Бизиборд- изготовлен из деревянного мебельного щита.
Для бизиборда использовалась различная фурнитура: шпингалеты, молния, выключатель, розетка, спиннер, шнурки, прищепки, блокнот с ручкой, пуговицы, застежки, дверные петли, веревка для развешивания белья, веревка с косточками для счета в пределах 10, колесики, термобигуди, калькулятор, использование материала на тактильное ощущение: губки, звездочка, паетки, цифры, косточки фасоли.
Создавая развивающую доску, была внесена полезность в каждый элемент данной доски. Любой элемент в бизиборде может заинтересовать ребенка.
Развитие с помощью бизиборда возможно как самостоятельно, так и с педагогом в индивидуальной работе.
Время игры ребенка с данной развивающей доской в среднем 15-20 минут в день.
Развивающая доска рассчитана на детей от 5- лет.
ВАРИАНТЫ ИГР.
Игра «Волшебные замочки»
Цель: Познакомить детей с подручными бытовыми приспособлениями, изучить функциональность каждой мелкой детали, способствовать ослаблению интереса ребенка к запретным «взрослым» бытовым приборам и замкам, способствовать развитию мелкой моторике рук, пространственного воображения, познавательных интересов, мышления.
Все дети любят возиться с разными замочками и щеколдами: открывают и закрывают их. Эта игра очень нравится детям. Ребенку очень интересно узнать, кто же прячется в этих замечательных окошках с замочками.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном.
К развивающей игре со счетами, включателем, клавиатурой, розеткой, молнией, телефонным барабаном с ребенком не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это - интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Назначение этой игры:
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.
Также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика).
Задачи:
1. Способствовать развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
2. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.
3. Способствовать формированию волевых умений (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Игра «Сосчитай-ка и назови цифру»
Цель: закреплять навыки счета от 0 до 10, соотносить число и количество точек.
Предложить ребенку сосчитать количество точек, а потом назвать цифру, и наоборот.
Обучающая игра «Веселая шнуровка»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики и научить ребенка вставлять шнурки в отверстия, завязывать на бантик шнурок.
Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка. В психологии хорошо известно исследование М. В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развитияречи и мелкой моторики : чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.
Назначение игр-шнуровок:
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности.
Воспитатель показывает варианты, как можно завязать шнурок различными способами шнурования: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крест сверху и т. д. и предлагает ребенку повторить данные действия.
Из шнурков сложилось чудо —
Завязались бантики,
Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите!
Вот так чудо-чудеса:
Это бабочка краса!
Игра «Веселая прищепка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Двигая прищепки, как косточки на счетах, считать их. Было два пирожка у Маши, мама дала ей еще один. Сколько у Маши теперь пирожков? Три. С помощью таких «бус» удобно изучать понятия «направо», «налево», «сколько».
Игра-антистресс «Спиннер»
Спиннер представляет собой небольшой гаджет, состоящий из нескольких частей: корпуса на подшипнике и внешних подшипников. Выглядит как плоская конструкция, которую можно привести в действие, ударив по боковой грани крыла, тем самым заставив ее крылья быстро вращаться.
Ручной спиннер антистресс развивает мелкую моторику пальцев.
Задание «Расскажи по картинке, что ты видишь?»
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания.
Ребенок должен рассказать связными предложениями, что он видит на картинке.
Игра «Веселые застежки и пуговицы»
Цель: закреплять умение детей расстегивать и застегивать пуговицы, пряжки, расстегивать и застегивать молнию, учить различать оттенки цветов, воспитывать настойчивость, целеустремленность.
Предложить ребенку раскрывать молнии, пуговицы,
Заключение.
И в заключении я бы хотела сказать, что бизиборд – не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций, который можно использовать для гармоничного развития ребенка не только воспитателям, но и психологам.
Сегодня бизиборд – уже необходимая вещь для развития речи и восприятия мира ребенком. Используя его дети не только играют, но и происходит развитие следующих навыков :
-мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается.
-координации движений. Эту функцию выполняют дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези - «змейки». Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть молнию, привести фигурку по змейке в нужное положение и пр.
-логики. Здесь работают дверцы, магнитные лабиринты, фонарики, шестеренки. Развивается понимание последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, поднес магнитную ручку – шарик потянулся за ней, открыл замок.
-усидчивости. Малышу трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением до получаса.
-воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием.
Первые буквы и цифры.
Ребенку легче воспринять понятие цифр в Бизиборде. благодаря счетам и другим элементам, которые ребенку так же легче запомнить на ощупь.
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребенка, отраженных в ФГОС:
познавательное, речевое,
социально – коммуникативное,
физическое.
А так же может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребенка, средством всестороннего развития его личности.
«Бизиборд или развивающая доска»
Дидактическая игра для развития детей дошкольного возраста
«Тактильные ощущения».
Подготовила педагог-психолог :
Носаева Н. В.
МБДОУ «Колосок».
2021 год.