Мария Тумашева
«Без семьи нет счастья». Право знать своих родителей и право на их заботу
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представление детей о благополучной дружной семье. Дать представление о защите прав ребенка членами семьи и государством.
Активизировать словарь: благополучная дружная семья, забота, чувство
ащищенности, проявлять почтение, уважать.
Познакомить с понятиями: второе, третье поколение, благотворительность.
Публикация «„Без семьи нет счастья“, Право знать своих родителей и право на их заботу» размещена в разделах
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Материалы: дымковские игрушки, изготовленные детьми из глины. Аппликационные работы детей «Семейное древо». Символ данного права. Картинки, на которых изображены: лев, львица, львенок; кот, кошка, котенок; мама, папа, ребенок;
етух, курица, цыпленок; медведь, медведица, медвежонок…
Предварительная работа: совместная работа родителей и детей по составлению
енеалогического древа. Разучивание с детьми пословиц и поговорок народов России о семье.
-Игра-ассоциация «Мама, папа и я». Цель: научить ребенка запоминать картинку с изображением животного или человека и находить ее среди других картинок.
-Все звери, живущие в этой коробке, любят играть в прятки. Они приглашают и нас поиграть. Давайте сделаем так: звери будут прятаться, а мы станем их искать. Но для этого нам нужно быть очень внимательными и стараться все хорошо запоминать.
Перед детьми выкладываются карточки с изображением двух семей. Например, лев, львица, львенок и кот, кошка, котенок. Прошу внимательно посмотреть на этих
ивотных и постараться их запомнить. Затем дети закрывают глаза, забираю одну из карточек, например, львицу, и разрешаю открыть глаза. Предлагаю отгадать, кто из животных «спрятался». Когда животное назовут, предлагаю собрать всю семью. Угаданные карточки откладывают в сторону, а новые добавляю. Можно попросить детей отгадать сразу двух или трех спрятавшихся животных.
Игра «Из-за леса, из-за гор».
Рассказывая потешку, выставляю на стол дымковские игрушки или иллюстрацию:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам - на лошадке,
Жена – на коровке,
Дети – на телятках,
Внуки – на козлятках.
Подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор? (семья)
В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети…Определите, кем в этой потешке приходятся друг другу люди. Что вы можете сказать об этой семье? Почему вы решили, что семья большая, дружная. Трудолюбивая?
Дедушка Егор и его жена – старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям растить своих внуков. Их все в семье почитают. Знаете, что означает это слово? (уважают, советуются, проявляют почтение, внимание). Все члены семьи очень близкие люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.
Демонстрация детских работ «Генеалогическое древо».
-Расскажите о семье, о родословной. Дети должны знать имена всех членов своей семьи, правильно называть себя по отношению к родственникам.
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
«В своей семье всяк сам большой».
«Всякая птица свое гнездо любит».
«Свой дом – самое лучшее место».
«Кто живет ладно, у того все складно».
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».
«Птица радуется весне, а младенец матери».
Отгадывание загадок:
1. Излучает она свет,
От улыбки – ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная (мамочка)
2. Все хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит (бабушка)
3. Надарила безделушек –
Семь матрешек и бобренка…
Но дороже всех игрушек
Для меня моя (сестренка)
4. В этом слове семь букв «Я»,
Отгадай-ка, друг! (семья)
5. Мать с дочерью,
Да мать с дочерью,
Да бабушка со внучкой.
А всего трое. (бабушка, дочь и внучка)
6. Угадай-ка, кто же это?
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья, от вас ответа.
Молодцы! Конечно, (папа)
7. Мочит в теплом молоке
Он кусочек хлебушка.
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый (дедушка)
8. Должен вам признаться я :
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший (брат).
Пальчиковая гимнастика.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Беседа «Без семьи нет счастья»
-Каждый ребенок имеет право знать своих родителей и право на их заботу и любовь. Право на жизнь в семье со своими родителями – очень важное право.
-Почему в народе так говорят: без семьи нет счастья?
-Как заботятся о вас ваши близкие?
-Какие чувства вы испытываете при этом?
-Как члены семьи заботятся друг о друге?
-Какие сказки рассказывает бабушка?
-Какие колыбельные песни поет мама перед сном?
-Семьи бывают разные : большие и маленькие, богатые и скромные, гостеприимные и не очень, молодые и со стажем, спортивные и спокойные – семейное счастье доступно всем…
Фантазия на тему «Дети остались одни дома на несколько дней»
Помогаю детям сделать вывод: все члены семьи обязаны заботиться о своем ребенке, защищать и оберегать от неприятностей, потому что он еще мал и не может самостоятельно всему научиться.
-Расскажите, чему вы научились в своей семье? (узнали, что хорошо, а что плохо; приобрели полезные привычки; научились правилам культурного
оведения). Как вы думаете, кто должен заботиться о ребенке, оставшемся без семьи по разным причинам? (о нем должно позаботиться государство, дом малютки, детский дом, новая семья)
-Наше государство заботится о ребенке, который остался без родителей. Для сирот открыты детские дома, приюты, где детей кормят, одевают, лечат, дают знания. Но этой заботы недостаточно для детского счастья. Когда вы встречаете своих родителей вечером в детском саду, что вы испытываете? (радость). А дети в детских домах всегда остаются с тетями-воспитателями. Такие дети лишены родительской любви, материнского тепла, отцовской защиты. Поэтому берегите своих родителей, заботьтесь о них, чтобы они всегда были рядом с вами. А вы хотите сегодня доставить радость детям из детского дома? (ответы) – Давайте сходим к ним в гости и подарим им игрушки…
Проблемная ситуация.
В семье зайчихи дети помогают маме: двое зайчат готовят с мамой обед, двое трудятся в огороде с зайцем-отцом, лапонька-дочка убирает в доме. Сколько детей у зайчихи? Сколько членов семьи? Кем они друг другу приходятся?
Домашнее задание. Предложить детям с членами своей семьи продумать, как можно помочь детям-сиротам и детям из трудных семей. Организовать вместе с родителями и детьми помощь ближайшему детскому дому.