Наталия Сорокина
«Бережливая» игра «Объяснялки-почемучки в сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
«Бережливая» игра «Объяснялки – почемучки в сказках»
«Бережливая» игра «Объяснялки – почемучки в сказках» разработана в рамках муниципального конкурса педагогического продукта «Лучший игровой lean set» в дошкольных образовательных организациях Старооскольского городского округа.
Публикация «„Бережливая“ игра „Объяснялки-почемучки в сказках“» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста анализу причинно-следственных связей с использованием инструментов бережливого управления.
Задачи:
1. Формирование умений детей нахождения ключевой причины в проблемной ситуации, анализируя причинно-следственные связи.
2. Формирование «бережливого» сознания у старших дошкольников.
3. Развитие креативного, творческого мышления, мелкой моторики, речи.
4. Воспитание самостоятельности, организованности, целенаправленности, ответственности в самоорганизации.
Модель педагогического продукта:
Игра «Объяснялки – почемучки – сказки» представляет собой нестандартное дидактическое игровое пособие в форме пятиугольного распашного модуля «5 почему» размером 29х29 см. в закрытом виде, 61x61см. в открытом виде. Внутри на центральной стороне модуля расположена стрелка для указания анализа причинно-следственных связей, лежащих в основе проблемной ситуации. На разворотах распашного модуля расположены липучки для прикрепления наглядного материала – иллюстраций к сказке.
Оборудование (материал) для игры включает:
- иллюстрации к сказкам «Колобок» (Приложение 1, «Заюшкина избушка» (Приложение 2, «Кривая уточка» (Приложение 3);
- 4 картинки с изображением векторных человечков со знаком вопроса, 1 картинка с изображением векторного человечка с зеленой галочкой (Приложение 4);
- стрелка большая «5 Почему?» (Приложение5);
- 5 стрелок с надписью вопроса – «Почему?» и цифрами 1-5 для определения последовательности рассуждения игроков (Приложение 6).
Инструкция по применению игры:
В игре могут участвовать 1-5 детей. Игру может организовать педагог совместно с детьми или дети в самостоятельной деятельности. Для игры необходимо распечатать картинки - иллюстрации к сказкам, 5 стрелок с изображением цифр 1-5, надписью «Почему?», картинки с изображением векторных человечков. Если планируется долгое использование игры, то срок службы может продлить ламинирование карточек. Необходимо будет вырезать стрелки и карточки по контуру.
Первый вариант игры:
Педагог заинтересовывает детей событиями из знакомой сказки ( например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кривая уточка» и т. д.) Совместно с детьми предлагает рассмотреть ситуацию, в которую попадает главный герой (герои сказки, которая представляет настоящую проблему ( например: «Как спасти колобка?», «Лиса выгнала зайца из дома», «Старики остались одни»). Педагог предлагает тщательно разобраться и найти решение этой проблемной ситуации. Сформулировать вывод, который получится в поэтапном рассуждении по данной проблемной ситуации с использованием метода «5 почему». Распашной модуль «5 почему» поможет последовательно сделать анализ причинно-следственных связей, раскрыть ключевую причину проблемной ситуации в сказке.
Педагог совместно с детьми раскрывают модуль «5 почему». Далее дети находят картинку с объектом сказки, располагают её, прикрепляя на липучку распашного модуля, сверху на него кладут картинку с изображением векторного человечка со знаком вопроса. Совместно со всеми детьми рассматривается проблемная ситуация в сказке. Последовательно повторяется вопрос «почему?» к сформулированной ситуации и ответам, получаемым в ходе каждой итерации. В процессе рассуждения, дети прикрепляют картинки – иллюстрации последовательно к распашному модулю «5 почему», поворачивают стрелку, указывая на картинку – иллюстрацию, раскладывают картинки с векторным изображение человечка со знаком вопроса. Когда, в ходе рассуждений определяется первопричина, на данную картинку – иллюстрацию помещается картинка с изображением векторного человечка с зеленой галочкой – это означает, что первопричина найдена, формулируется вывод по проблемной ситуации. Одновременно, на каждом шаге, педагог совместно с детьми выявляют и исключают из рассмотрения рассуждения-факторы, которые не относятся к первопричине.
Далее может быть организована данная совместная деятельность:
- дети могут совместно придумать новое окончание сказки.
- организовать экспериментальную деятельность, направленную на поиск новых решений;
- организовать игровую ситуацию на развитие эмпатии.
Второй вариант игры
Педагог совместно с детьми раскрывают модуль «5 почему». Дети переворачивают стрелки тыльной стороной, перемешивают. Каждый из пяти детей берут себе по стрелке, распределяя при этом очередность рассуждений и раскладывания картинок. Ребенок, которому выпала стрелка с цифрой 1, имеет первую очередность рассуждений. Он находит картинку - иллюстрацию с объектом сказки, прикрепляет её к распашному модулю. Совместно со всеми детьми рассматривается проблемная ситуация в сказке. Педагог и дети последовательно повторяют вопрос «почему?» к сформулированной ситуации и ответам, получаемым в ходе каждой итерации. В процессе рассуждения, дети прикрепляют картинки – иллюстрации последовательно к распашному модулю «5 почему». Также последовательно раскладывают стрелки и картинки с изображением векторного человечка со знаком вопроса, выкладывают стрелку с вопросом «Почему?» направлением по часовой стрелке. Когда, в ходе рассуждений определяется первопричина, на данную картинку помещается картинка с изображение векторного человечка с зеленой галочкой – это означает, что первопричина найдена, формулируется вывод по проблемной ситуации. Также, одновременно, на каждом шаге, педагог совместно с детьми выявляют и исключают из рассмотрения рассуждения-факторы, которые не относятся к первопричине.
Далее может быть организована данная совместная деятельность:
- дети могут совместно придумать новое окончание сказки.
- организовать экспериментальную деятельность, направленную на поиск новых решений;
- организовать игровую ситуацию на развитие эмпатии.
Планируемый результат:
1. Дети умеют определять проблему и решать ее, используя метод «5 почему»
2. Дети устанавливают причину проблемы в процессе повторения вопроса «почему» и ответов, получаемых в ходе каждого повторения.
3. Дети выдают большое количество идей в рамках заданной темы, выбирают оригинальное решение задачи.