Гульнара Галиуллина
Конспект открытого занятия «Береги зрение как зеницу ока!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Береги глаза как зеницу ока»
Открытое занятие
Тема: «Береги глаза как зеницу ока»
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз
Задачи:
1. Формировать у детей знания об органах зрения; учить соблюдать гигиенические требования по уходу за глазами;
2. Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, речь, формировать исследовательские навыки
Публикация «Конспект открытого занятия „Береги зрение как зеницу ока!“» размещена в разделах
3. Воспитывать бережное отношение к зрению, познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.
Методы: словесный, наглядный, практическая работа.
Оборудование: мультимедийная презентация к занятию; приборы ЛАБДИСК ; музыкальное сопровождение; плакат с изображением поляны, цветы у каждого ребенка для приклеивания на полянку.
( В ходе работы над проектом были намечены этапы реализации проекта:
1. Сбор и обработка информации по данной теме.
2. Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения.
3. Изучение способов сохранения зрения.
Предварительная работа:.Дети подготовили рисунки по данной теме, изготовили памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы, дети выяснили факторы, которые вредны для глаз.
Ход занятия:
I.Организационный момент
Воспитатель: (На фоне музыки «Утро» Э. Грига)
- Ребята, посмотрите, какое сегодня великолепное утро. Давайте поприветствуем окружающий нас мир и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое! (рисуем руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок! (помахать кистями рук перед лицом)
Здравствуй, маленький дубок! (поднять руки верх и помахать ими)
Мы живем в одном краю – всех я вас приветствую!
1) Воспитатель: - С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: "Будь здрав", позже - "Будь здоров", ещё позже - "Здравствуйте". Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, - здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать. а сейчас хором прочитаем девиз нашего занятия. Девиз нашего урока: «Наше здоровье - в наших руках!» (слайд)
II. Основной этап. Формирование новых знаний.
1. Определение темы и сообщение цели занятия.
- Ребята, давайте сегодняшний наше занятие начнём с небольших заданий? Есть желающие в них поучаствовать?
1-ое задание. Воспитатель выбирает 2-х ребят.
На доске 1 ребенок нарисует солнце с открытыми глазами, а другой с завязанными.
По окончании задания воспитатель спрашивает, обращаясь к детям:
- Как вы думаете, кто из ребят, чувствовал себя более уверенным?
- У кого рисунок получился лучше?
- Как вы считаете, почему?
2-ое задание. Воспитатель обращается к детям:
- Задача следующая: закройте глаза и ни в коем случае не пытайтесь подсматривать, иначе не получится. Это важно для вас самих. Возьмите со стола предметы… возьмите ручку, положите ручку на место, теперь достаньте красный карандаш.
- Откройте глаза, проверьте результат.
- О чём можете сказать? ( Дети: ручку доставать было легче, потому что она не похожа на карандаш на ощупь, а красный карандаш можно было достать только, если знаешь точно, где он лежит, потому что все карандаши на ощупь одинаковые.)
- Какой можно сделать вывод? ( Дети: если человек видит, хорошо видит, то он чувствует себя уверенно. Без хорошего зрения невозможно увидеть мелкие детали предметов, что-то рассмотреть и т. д.).
III. Постановка цели и задач
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии? ( Дети: о глазах, зрении.) Правильно, ребята. Тема нашего урока "Береги зрение"
- Сегодня у нас необычное занятие. Дома вы с родителями выполнили несколько заданий, сегодня мы свами вместе узнаем, что же вы выяснили! Мы проведем экскурсию в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога (слайд)
Кто такой офтальмолог? (ответы)
Офтальмолог - врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.
Воспитатель: - Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога. (Надеваю белый халат). И приглашаю всех вас в мой кабинет. (слайд)
Воспитатель: -Его тема: «Береги глаза как зеницу ока». Почему мы так говорим? (ответы)
- В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза. (Слайд)
Воспитатель: - Итак, как вы думаете, что нам предстоит узнать (слайд)
1. Как устроен глаз – орган зрения.
2. Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо.
3. Будем учиться беречь глаза.
2) Воспитатель: - Итак, первый вопрос: Строение глаза. (Слайд)
Воспитатель:- Зрение - уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждать всей красотой красок окружающего нас мира. Большую часть информации люди получают при помощи глаз! Поэтому природа позаботилась о защите наших глаз. Посмотрите друг на друга.
Догадались, о каких защитниках идет речь? (Слайд)
Воспитатель: - Природа предусмотрела надёжную защиту глаз. Это - брови, веки, ресницы. В среднем, верхнее веко имеет 100-260 ресничек, а нижнее 50-160 ресничек. Каждая ресница живет в среднем 100 дней. Они оберегают глаза от пыли, грязи, ветра.
Самый первый барьер – это веки. Веки – это две складки, которые расположенные снизу и сверху глаза. Веки защищают глаз от ветра, яркого света и пыли. Моргая, они очищают его поверхность и увлажняют её слезной жидкостью. Ресницы предохраняют глаз от попадания пылинок, а брови задерживают стекающие со лба капельки пота. (дети разглядывают друг друга)
Воспитатель - (Слайд) В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.
3) Внутреннее строение глаза (Слайд)
Воспитатель:- О внутреннем, очень сложном строении глаза я вам расскажу сама (макет глаза)
Вопитатель:- Глаз имеет округлую форму, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Впереди располагается радужная оболочка или радужка. Она бывает голубого, зелёного или коричневого цвета.
В центре радужки есть круглое отверстие – зрачок.
Для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие Витамин А и йод.
Движением глаз управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Для того, чтобы эти мышцы хорошо работали, нужно периодически выполнять специальную гимнастику для глаз. Сейчас мы ее проведем. III. Физминутка для глаз по Базарному.
IV. 4) Продолжения формирования знаний
Воспитатель: - Эти полезные упражнения для глаз нужно выполнять часто, по мере их уставания. А что же еще благотворно влияет на зрение? Об этом нам расскажут ребята.
Ребенок1: Больше двигаться! (слайд)
Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребё нок двигается: гуляет, играет, занимается спортом.
Ребенок 2: Чем меньше, тем лучше (слайд)
Дети могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут.
Ребенок 3: Чтение книг (рассматривать) (слайд).
С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.
Ребенок 4: Ребенок должен как следует высыпаться (слайд)
Для детей норма – не меньше 10 часов сна в сутки.
Ребенок 5: Значительное место должна занимать витаминная диета (слайд)
Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. Для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир, группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы - это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.
Ребенок 6: 6) Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться (слайд)
Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши – справа.
V. 5) Продолжения формирования знаний
Воспитатель: - Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога.
Воспитатель: - Очень часто на приём к офтальмологу приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.
(Дети читают стихи)
Оступилась наша Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!
Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть –
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: “Конъюнктивит”.
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!
Воспитатель: - Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные, поэтому нельзя грязными руками тереть свои глаза, это занесет в них микробы.
Воспитатель: - У многих людей уже нарушено зрение : одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение?
Ребенок 7: (слайд) -Мы выяснили, что есть несколько факторов, которые вредны для глаз:
наследственная предрасположенность;
наличие болезней;
характер питания;
условия зрительной работы (освещенность рабочего места; требования к мебели);
окружающая среда и другое.
В наши дни дополнительную нагрузку на зрение нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения является отсутствие гигиены зрения.
VI. Заключительный этап.
Итог занятия. Выводы.
Воспитатель: - Итак, подходит к концу нашей экскурсии. К каким выводам мы пришли в результате? (ответы)
Глаз имеет сложное строение.
Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Но сохранить зрение при желании возможно!
Воспитатель: - Еще раз давайте напомним несколько правил, как сохранить наше зрение.
(Дети)
1)Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На этой вот странице:
2)Глаз поранить очень просто —
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя —
Тоже портятся глаза.
3)Телевизор в доме есть —
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
4)Не пиши, склонившись низко,
Не держи ты книжку близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!
Воспитатель: - Чтобы любоваться красотой весенней пробуждающейся природы, чтобы видеть каждый день лица своих близких и друзей, чтобы радоваться солнышку и цветам мы должны соблюдать эти простые правила! И в заключении, на память наши ребята подарят вот такой коллаж из цветов (под музыку дети прикрепляют свои цветы на плакат).
Список использованной литературы
1. Аветисов Э. С., монография «Близорукость». – изд. : «Медицина». 1999.
2. Глушкова Е. К., “Береги зрение”, Медицина, 1987.
3. Лечебный справочник «Домашний доктор» - изд. : «ЭКСМО», М. 2002.
4. «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов». – изд. : «ЭКСМО», М. 2009.
5. https://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11867.html
6. https://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11864.html
7. https://www.poznovatelno.ru/child/man/senses/11865.html
8. https://zreni.ru/856-prichiny-uhudsheniya-zreniya.html
Приложение
Упражнения для глаз
«Если Ваши глаза устали».
1. Зажмурь глаза, потом открой. Повтори 5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
3. «Стрельба глазами». Двигайте глазами влево - вправо, вверх-вниз. Повтори 5-6 раз.
4. Закройте глаза на 10-15 секунд. Можно провести массаж: закройте веки и круговыми движениями пальцев легко массируйте их на протяжении 1 минуты.
«Для профилактики нарушения зрения».
1. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.
2. Быстро поморгать. Закрыть глаза и спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 1-2 раза.