Вера Акифьева
«Белоснежка и семь гномов». Математические игры с предметами домашнего обихода
▼ Скачать + Заказать документы
Белоснежка и семь гномов
На протяжении двух лет приоритетным направлением образовательной деятельности в нашем ДОУ является развитие познавательного интереса дошкольников к математике для реализации задач по формированию и развитию элементарных математических представлений у дошкольников старшего возраста. Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений большая роль отводится играм. Математические игры и игровые упражнения – это самый главный ключик для усвоения математических знаний. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины. В работе я использовала разнообразные игры : «Цвет и форма», «Сосчитай», «Логический поезд»; игры головоломки на плоскостное моделирование: «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Продолжи ряд», «Счетные палочки», «Найди фигуры». Игры на объемное моделирование: «Кубики для всех», «Геометрический конструктор». Развивающие игры «Найди спрятанное число», «Назови соседей» и др.
Темочки:
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Но наряду с этим большое внимание уделяли математическим играм с предметами домашнего обихода. Достоинством этих игр является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п., В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д., тем самым развивая и мелкую моторику у детей, что очень важно в работе группы компенсирующей направленности. Мы с детьми учились правильно обходиться с предметами домашнего обихода, я подводила детей к тому, что математика окружает нас повсюду и в том числе на кухне, где нужно решать множество математических задач. Для наглядности и достоверности в процессе игры мы с дошколятами использовали следующие материалы : платочки, деревянные ложки, предметы домашнего обихода (детская посуда, мебель, спички, крупу, сосуды для измерения объема.
Для успешной реализации мною поставленных задач приобщала и родителей моих воспитанников, проводила индивидуальные беседы, консультации, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играя с детьми, они учили их последовательным действиям. Рекомендовала, в какие игры играть вместе с детьми дома и даже создавать их своими руками. В помощь родителям оформляла папки – передвижки в родительском уголке, рекомендовала книжные издания, методическую литературу. Родители принимали активное участие в создании развивающей среды группы и проявляли интерес в реализации поставленных задач.
Мною разработана и проведена непосредственно – образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по развитию математических способностей «В гостях у Белоснежки и гномов», в основу которой легли игры с предметами домашнего обихода. В ходе деятельности ставили и решали сложные программные задачи для детей в игровой и занимательной форме : это и
- количественный, порядковый счет в пределах 8-10, состав числа из единиц;
- определение пространственного расположения предметов («справа», «слева», знание цветов;
- умение измерять с помощью условной мерки сыпучие предметы;
- закрепление плоскостных и объемных геометрических фигур;
широко использовали;
- Развитие приемов мыслительной активности – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
Хочу подробнее остановиться на проведении НОД: «И вот мы с детьми оказались на сказочной полянке с домиком, где живут гномы.
На лесной опушке,
В уютненькой избушке
Дружно гномы жили,
С Белоснежкою дружили»
Гномы демонстрируют Белоснежке умение считать рассчитаться по порядку, определить свое порядковое место в ряду. Затем гномики и Белоснежка упражняются в классификации предметов мебели и домашнего обихода и составлении числа из единиц (предметы мебели и посуды)
Пока наши гномики занимались домашней уборкой, они очень устали и решили, что пора повеселиться и вместе с Белоснежкой проводят игру «Повесь сушиться платочек». Гномики с радостью делятся на две команды и развешивают на веревку разноцветные платочки в определенном порядке и количестве. Определяют количество, цвет платочков и прищепок.
Помогли наши гномики развесить белье Белоснежке и спешат на кухню, где нужно растопить печь. Но и здесь не обходится без математической игры. Из 5 деревянных палочек- спичек наши гномики выкладывают геометрические фигуры, усложняется задание и уже из семи палочек нужно выложить фигуры.
Наши неугомонные гномики увидели у Белоснежки сундучок и снова захотели поиграть. Каждый вытаскивает предмет на ощупь и рассказывает о том, на какую геометрическую фигуру он похож.
Музыкальная пауза у наших маленьких весельчаков, вся дружная команда отбивает ритм под музыку деревянными ложками.
Но время веселья заканчивается и пора возвращаться к домашним обязанностям. Необходимо сварить на всех кашу, но для этого надо правильно отмерить меркой нужное количество крупы.
7 столовых ложек риса и 7 столовых ложек гречки. Затем гномики измеряют где крупы больше и отвечают на вопрос почему? Тем самым усваивая, что объем зависит от меры измерения.
Чтобы кашу нам сварить,
Сначала нужно крупу помыть.
А дальше уж совсем легко,
Добавим к крупе мы молоко,
Посолим, сахар добавим
И кастрюлю в печь отправим
Белоснежка угощает своих друзей сладкой ватрушкой.
За труды ваши хвалю,
Всех я вас благодарю!
К столу всех приглашаю,
Ватрушкой угощаю!
Но ватрушечка одна,
Разделите на всех
Поровну, друзья!
Гномики делят ватрушку на 2 части, затем на 4, и на 8. Сравнивая, какая часть больше, меньше. Каждому достался кусочек вкусной ватрушки. И Белоснежка и гномики остались очень довольны результатами своей работы в домике.
Опыт моей работы показал, что использование игровых форм на занятиях, благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Использование игр на занятии расширило кругозор у дошкольников, обогатило словарный запас, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности. Как результат: дети проявили интерес к играм с предметами домашнего обихода; успешно закрепили количественный и порядковый счет в пределах 8; состав числа из единиц стали правильно определять и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, цилиндр, куб).
Знания, полученные в занимательной форме, усваиваются быстрее и легче. «Учиться можно только весело… чтобы переваривать знание, надо поглощать их с аппетитом», эти слова принадлежат французскому писателю Анатолию Франсу, и с ним трудно не согласиться.
Учение должно быть радостным!