Жалнина Ольга Николаевна
Занятие «Баю — баю, колыбель твою качаю»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение и совершенствование речи, овладение конкретными речевыми умениями, а именно, построением связного развёрнутого высказывания с использованием фольклорного материала.
Образовательные задачи:
- учить детей составлять небольшой связный рассказ с использованием фольклора;
- закрепить произношение звука «ч»;
- учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- познакомить детей с колыбелью, непременным предметом русской избы;
Публикация «Занятие „Баю — баю, колыбель твою качаю“» размещена в разделах
- познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора, открывая мир словесного искусства (ритмический склад речи, напевность, выразительность интонаций).
Развивающие задачи:
- раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить образно, выразительно;
- развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей.
Воспитательные задачи:
- учить сочувствовать, сопереживать;
- формировать интерес к фольклорной музыке, к живописи.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Занятие проводится в комнате - музее Русской избы.
Материал и оборудование: горница в Русской избе; кукла – младенец; колыбель; ноутбук, проектор, презентация с иллюстрациями к колыбельным песням художницы Е. Ю. Васнецовой; аудиозапись Колыбельных песен.
Предварительная работа: Экскурсия в музейную историко-краеведческую комнату, рассматривание иллюстраций, изображающих укладывание младенца на сон, игровая деятельность с детьми: «Назови имя куклы», «Уложим куклу спать» и др.
Разговоры-беседы с детьми на темы:
«Какие колыбельные песни поют вам родные и близкие люди?»
«Что ты чувствуешь, когда слышишь и поёшь колыбельную песню?»
Организация образовательной деятельности:
Воспитатель:
- Сегодня, ребята, к нам на занятие придут гости, им нужна наша помощь. Не откажем им? А в конце занятия составим рассказ о том, как мы помогли нашим гостям.
В гости к детям приходит Хозяйка русской избы с младенцем (куклой) на руках. Младенец «плачет». А Хозяйка приговаривает:
Девочка-клубничка,
Румяное личико.
Щёчки что яблочки,
Губки как ягодки.
Носик-курносик
Пуговкой.
Глазки серенькие,
Зубки беленькие.
- Ребята, а кто же это плачет? Давайте назовём Машу ласково, может, она и перестанет плакать…
- … (Машенька, Машуля, ребёночек, девчоночка)
Ребята, Маша плачет… Как вы думаете, что мы можем ещё сделать, чтобы успокоить её? (Уложить её в колыбель, спеть колыбельную песенку).
А кто из вас знает колыбельные песенки? Кто может спеть?
Кто-нибудь из детей укладывает Машу в колыбель и поёт ей колыбельную песенку «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». Потом все дети подпевают колыбельную, но Маша всё равно плачет.
Что же делать? Вспомните, как вас мамы укладывают спать.
Дети рассказывают, как их или младших детей в их семьях мамы укладывают спать.
- Давайте поиграем.
Игра –драматизация «Укладываем спать Машу»
Котик серый, хвостик белый,
Приди, котик, ночевать,
Мою Машеньку качать.
А уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Баю-баю-баиньки,
Купим Маше валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет Машенька ходить,
Новы валенки носить.
Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
И куда-то улетели.
Ай, люли, люленьки,
Возвращайтесь, гуленьки.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Нашу Машу не буди.
Тёмна ноченька – не спится,
Наша Машенька боится…
Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай!
Наша Маша будет спать,
Будет глазки закрывать.
Всё равно Маша не спит! Какая проказница! Что же делать? Давайте Машу покачаем в колыбели и негромко в такт будем произносить: «Ч-ч-ч».
Ребята хором негромко произносят звуки, тихо качают колыбель. Маша засыпает.
Физкультминутка «Мама спит»
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
(Дети идут на цыпочках)
Я на пяточках хожу,
Маму я не разбужу.
(Дети идут на пятках, спина ровная)
Моих пяток слышен стук:
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут!
Давно-давно большую часть своего времени младенец проводил в подвешенной к потолку колыбели, называвшейся также люлькой, зыбкой. Колыбель - первый дом младенца.
Колыбели делались в виде длинного деревянного ящика, суживающегося книзу, в виде корзины. Колыбели привязывались веревками к потолку. Постелью младенцу служил положенный на дно люльки соломенный матрасик или просто настеленная толстым слоем солома.
Над колыбелью всегда был полог из темного ситца или холста. Он надевался для затемнения колыбели - считалось, что ребенок в темноте лучше спит, для защиты от насекомых и для предохранения от дурного глаза, входивших в избу посторонних людей. Сейчас колыбели тоже есть, но они изменились. Они современные, красивые, удобные и уже не подвешиваются к потолку. А вот колыбельные песни не изменились, они остались прежними.
Звучат колыбельные песни. Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации Ю. Васнецова к колыбельным песням. (Дальнейшая работа ведётся под негромкую музыку колыбельных песен).
«Колыбельная» это слово образовалось от слова «колыбать» - колыхать, качать. В русском языке есть такое слово «байка» - напевный рассказ. Как вы думаете, ребята, какое слово, относящееся к теме нашего занятия «Колыбель», образовалось от него?
Правильно, это слово «баюкать», т. е. качать, усыплять. Для маленького ребёнка спокойный сон – непременное условие для роста и развития. При покачивании и пении колыбельной песни малыш быстро засыпает. А колыбельные песни – светлые, добрые, нежные, ласковые…
А теперь давайте расскажем о том, как мы укладывали спать Машу, как она нас не слушалась, какие песенки мы ей пели.
Смотрите-ка! А Маша-то уже проснулась! Улыбается в своей колыбельке, радуется утру! А ну-ка, покажите как Маша радуется, улыбается!
Дети изображают радость.
Рефлексия «Колыбельная медведицы». Подведение итога.
- У Маши наступила утро, а у нас с вами закончилось занятие. Вы сегодня молодцы! Уложили спать Машу, вспомнили колыбельные, да ещё и рассказали об этом.