Заира Мусаева
Проект «Балхарская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Балхарская игрушка»
Подготовила: воспитатель
Мусаева З. Н.
Если вы попросите семилетнего
горского мальчика нарисовать
дом, он его нарисует также, как
и любой другой семилетний
ребенок.
Но если же вы его попросите
положить орнамент на блюдо
кувшин, то его работа может поспорить
с рисунком профессионального
художника-декоратора.
Почему? Просто потому, что учили
его этому искусству тысячу и семь лет!
Потому, что в нем живет поэт,
композитор, художник.
Расул Гамзатов, 1971 г.
Актуальность
Публикация «Проект „Балхарская игрушка“» размещена в разделах
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать
прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими
сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания развитого человека.
В процессе художественно-творческой деятельности у дошкольников совершенствуется память, особенно зрительная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти.
В процессе художественно - эстетической деятельности совершенствуются
мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные
способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует
умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное
эстетическое воспитание ребенка.
ФГОС ДО предполагает, что в изобразительной деятельности у дошкольников развивается умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие. Также в содержание художественно-эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Наша задача поближе познакомить детей с изделиями народных мастеров Дагестана - балхарскими игрушками. Тем самым, привить ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду. Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Примером служат народные игрушки : веселые дымковские свистульки, богородская игрушка и конечно балхарская игрушка.
Паспорт проекта
Цель: Организация работы по созданию оптимальных условий для развития творчества детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
Формировать умение создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
Стимулировать умственную деятельность детей.
Воспитывать у детей уважение к мастерам и интерес к народным промыслам.
Воспитывать художественный вкус; трудолюбие, чувство товарищества и взаимопомощи.
Развивать умение детей общаться между собой.
Участники проекта. Дети старшей группы, педагоги, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Сроки реализации. Краткосрочный /3 недели/.
Ожидаемые результаты проекта
Уважительное отношение к народным промыслам.
Сформированные представления о процессе создания игрушек.
Создание образов, используя полученные навыки и приемы лепки.
Сформированные навыки работы с глиной. Пополнится мини-музей глиняными изделиями. Альбом «Мастера – умельцы народной игрушки», «Игрушки из аула Балхар».
Этапы проекта
1. Подготовительный
1. Выбор темы, подготовка к проекту
Заинтересовать детей.
Мотивировать детскую деятельность.
Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
Деятельность
педагога Деятельность
детей
Формирует проблему: «Есть мини – музей «Керамика Балхара». Он очень маленький. Там одни картинки. Как же нам его пополнить?» Вхождение в проблему - ребята решают вылепить игрушки из глины, сделать.
Вживание в игровую ситуацию – становятся мастерами с. Балхар решают слепить игрушки.
Изучение методической литературы.
Подготовка материала – глина, доски…
Помощь в планировании деятельности.
Привлечение родителей к пополнению мини-музея: детские книги про Дагестан, игрушки - подлинники.
Изготовление папки - раскладушки с элементами
балхарской росписи.
Чтение детям произведений устного народного творчества: стихи и произведения писателей.
Беседа о возрождении балхарской игрушки.
Беседа об особенностях производства балхарской игрушки.
Беседа о порядке лепки игрушек. Объединение детей в рабочие группы. Первая группа работает с глиной – лепят игрушки. Вторая группа занимаются расписыванием ангобом. Третья группа расписывают игрушки росписью.
2. Основной этап
Реализация проекта
Рассказ о селении Балхар, где мастера создают такие замечательные изделия и игрушки.
Беседа о используемых мастерами при росписи, элементах, которые входят узор.
Рассматривание балхарской игрушек (подлинников) и беседы о них.
Составление плана лепки игрушки.
Беседа о приёмах лепки.
Беседа о соблюдении порядка за рабочим столом.
Напоминание о технике рисования.
Проведение дидактической игры «Составь балхарской узор», «Сложи картинку», «Найди одинаковый кувшин»
Чтение стихотворений. Разучивание стихов «Мастером буду» Г. Багандова, Р. Р. «Девочки месили глину», «Гончар из аула балхар» Р. Рашидова, «Умный балхарец»и др.
Чтение сказок Е. А. Агафоновой «Балхарское чудо», «Балхарский свисток».
Н. Юсупова. «Гончар из аула Балхар»
Просмотр фильма «Песня волшебных узоров»
Анализ работ воспитателем и детьми.
Написание сценария ярмарки «Мастера из аула Балхар».
Подготовка атрибутов.
Подбор костюмов. Использование детьми карточек – «элементы Балхара», а также альбомов с изображениями игрушек.
Работа детей по группам:
одна – лепит,
другая – белит,
третья – расписывает балхарской росписью.
Рассказы о выполненной работе.
Анализ работ в вечернее время.
Рассказы детей, чем понравилась работа.
Расписывание платочков элементами балхарской росписи.
Составление узоров росписи на игрушках, вырезанных из бумаги.
Дидактические игры «Разрезные картинки»
Театрализованная игра «Гончар из аула Балхар»
Альбом «Мастера – умельцы из аула Балхар» Проведение ярмарки, где дети представляют на показ свои игрушки.
3. Заключительный этап
Проведение ярмарки «Мастера из аула Балхар».
Заключение.
Решая задачи этого проекта, хочется отметить, что в образовательной программе ДОУ мало ООД посвящено керамики селения Балхар и балхарской игрушке. Поэтому мне пришлось дополнительно провести беседы о возрождении игрушки, об особенностях производства балхарской игрушки, о порядке лепки игрушки, об ознакомлении с характером росписи игрушек. Дети наблюдали за изготовлением игрушек из глины, а потом сами были мастерами своего дела. Рассматривали альбомы декоративно-прикладного искусства.
По-моему мнению дети, будут бережнее относиться к предметам, сделанными своими руками. В работе над проектом закрепляются знания, развиваются эстетические чувства, особенно если дети самостоятельно учатся подбирать элементы росписи, цвет. Перед собой я поставила цель: провести данную работу в течение месяца. Итогом работы является проведённая ярмарка, где дети будут предлагать свои игрушки на майдане. Свою продукцию дети подарят детскому садику