Людмила Луговая
Истоки: игры и упражнения по развитию детского словаря в педагогике в 60–80-е годы
▼ Скачать + Заказать документы
При создании системы общественного дошкольного воспитания в нашей стране, идею обучения и воспитания детей по средствам разнообразных игр широко пропагандировала Н. К. Крупская. Критикуя буржуазные педагогические системы Ф. Фребеля, М. Монтессори, за их формализм, излишний дидактизм, оторванность от реальной жизни, она вместе с тем призывала дошкольных работников активно перенимать лучшее из их педагогического опыта.
Публикация «Истоки: игры и упражнения по развитию детского словаря в педагогике в 60–80-е годы» размещена в разделах
Дидактические игры с установленными правилами, с первых лет работы советских детских садов, заняли должное место среди методов воспитания и обучения детей. С развитием дидактики, дошкольной педагогики, совершенствовалась теория и практика использования дидактических игр. Многочисленными исследователями внесен большой вклад в разработку различных вопросов теории дидактических игр.
Важным этапом в развитии теории и практики детской игры явились в 50-е годы работы А. П. Усовой. Предложенная ею система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр. Дальнейшая разработка проблемы (50-70-годы) была направлена на более глубокое и всестороннее познание особенностей дидактической игры и детских взаимоотношений в ней.
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: научить детей узнавать предметы (овощи и фрукты) по характерным признакам.
Ход игры.
В гости к детям приходит Незнайка, в руках у него чудесный мешочек.
Воспитатель просит посмотреть, что у него в мешочке.
Достает яблоко, спрашивает:
- Что это?
- Это яблоко.
- Оно какое?
- Оно круглое, красное, сладкое.
Оставляет его на столе.
Достает огурец из мешочка:
- А это что?
- Это огурец.
- Он какой?
- Он длинный, зеленый, гладкий.
Оставляет его на столе.
Игра продолжается до тех пор, пока все овощи и фрукты не будут названы.
В порядке усложнения этой игры Незнайка предлагает детям сложить в мешочек сначала овощи, потом фрукты. Затем он опускает руку в мешочек и, нащупав один предмет, начинает его описывать:
- Он длинный, гладкий, зеленый. Что это?
- Это огурец.
- Правильно, - говорит Незнайка.
- Он большой, круглый, красный. Что это?
- Это помидор.
Правильно, - говорит Незнайка.
Игра заканчивается тогда, когда все овощи и фрукты будут названы. Незнайка благодарит детей за интересную игру и прощается с ними.