Светлана Аренина
Проект «Азбука дорожной безопасности»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Перевозский Нижегородской области
"Детский сад "Солнечный"
проект "Азбука дорожной безопасности"
Автор: Аренина Светлана Ивановна, воспитатель
Цель проекта :
Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Азбука дорожной безопасности“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
- Активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей группы;
- Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей;
- Создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
-Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
- Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Ожидаемые результаты
- создание условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
- установление прочных связей с МО МВД России "Перевозский";
- разработка и апробация перспективного плана-графика работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД.
Сроки реализации 1 год
Общее количество участников
- воспитатель-руководитель и исполнитель проекта;
- музыкальный руководитель;
- дети средней группы (в количестве 22 человек);
- родители воспитанников (в количестве 38 человек);
- МО МВД России "Превозский".
Краткое содержание проекта
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Механизм реализации проекта
1 этап (постановка проблемы)
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
3 этап (работа над проектом)
Социальные партнеры проекта МО МВД России "Перевозский"
Нормативно – правовое обеспечение реализации проекта - Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской федерации "Об образовании";
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- СанПиН ДОУ;
- ФОС ДОУ;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "от рождения до школы";
- Правила дорожного движения.
Материально – техническое обеспечение проекта - Зал по изучению ПДД;
- Оборудованная площадка на территории детского сада для изучения ПДД;
- Музыкальный зал;
- Уголок в группе по ПДД;
- Наглядно дидактические-пособия;
- Библиотека методической и художественной литературы;
- Привлечение работников МО МВД России "Превозский";
- Разработка занятий, целевых прогулок, развлечений, семейных гостиных и т. д. ;
- Проведение консультаций;
- Систематическое оформление информационного стенда.
Актуальность:
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был создан проект по теме : "Азбука дорожного движения".
Вид проекта : информационно-исследовательский, творческо-игровой.
Цель проекта : Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников и их родителей о правилах дорожного движения.
Исходя из цели, были поставлены и реализованы следующие
Задачи:
- Активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей группы;
- Наладить партнёрские взаимоотношения педагогов и родителей;
- Создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
-Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
- Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель.
Сроки проекта : проект рассчитан на 1 год
Содержание проекта :
Мероприятия проводились в основной образовательной деятельности. В совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, викторин, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; оформление родительского уголка по "Правилам дорожного движения"(Приложение 9). В совместной деятельности воспитателя, детей и родителей в виде: семейных гостиных (Приложение 4).
Этапы проекта :
1 этап (постановка проблемы)
Поставить проблему перед детьми, для чего необходимо знать правила дорожного движения.
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
Составление перспективного плана работы;
Изучение методической литературы:
- Н. В. Елжова "ПДД в детском саду";
- Э. Я. Степанкова "Дошкольникам - о правилах дорожного движения";
- Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. "Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста";
- Вдовиченко Л. А. "Ребенок на улице";
- К. Ю. Белая "Как обеспечить безопасность дошкольников";
- Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., "Безопасность";
- В. А. Добряков "Три сигнала светофора";
- В. Э. Рубляк "Правила дорожного движения";
- Е. С. Смушкевич, А. Я. Якупов "Мы по улице идем";
Проведение предварительной работы:
- Подбор материала по Правилам дорожного движения
- Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, пособий, оборудования;
- Разработка конспектов мероприятий, презентаций;
- Создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД;
- Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;
- Просмотр видеоматериалов;
- Изготовление дидактических игр по ПДД: "Разрезные картинки", "Смоделируй знак", "Виды транспорта", "Четвертый лишний";
- Проведение с детьми бесед по теме ПДД;
- Проведение с родителями анкетирования.
3 этап (работа над проектом)
Организовать работу по решению задач проекта через :
- Проведение занятий;
- Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций;
- Проведение бесед: "Мой друг-светофор", "Знаки дорожного движения", "Наша улица", "Путешествие на метро", "Правила пешехода", "Знай и выполняй правила уличного движения" (Приложение 3)
- Составление рассказов по сюжетным картинкам;
- Инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно;
- Знакомство с произведениями художественной литературы, отгадывание загадок;
- Проведение дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр;
- Пальчиковая гимнастика;
- Конструирование: строительство из кубиков и игрушек перекрестка и улицы.
- Посещение специально оборудованной площадки в ДО;
- Чтение художественной литературы: Е. Житков "Светофор", С. Михалков "Моя улица", "Дядя Степа", Н. Калинин "Как ребята переходили улицу", В. Сиротов "Твой товарищ светофор", А. Иванов "Как неразлучные друзья дорогу переходили", "Азбука дорожной безопасности Анатолия Линева", "Если Емеля едет на печке…";
- Целевые прогулки: "Знакомство с улицей и дорогой", "Наблюдение за светофором", "Пешеходный переход", "К остановке пассажирского транспорта", "Правила поведения на дороге".
Продукт проектной деятельности :
Выставка детских рисунков "Добрая Дорога Детства"
Изготовление макетов по ПДД (Приложение 8)
Семейная гостиная "Азбука дорожной безопасности" (Приложение 4)
Подбор материала и создание лэпбука "Соблюдая ПДД-не окажешься в беде" (Приложение 6)
План – график работы проекта с детьми
Месяц Познавательные беседы с детьми Совместная деятельность воспитателя с детьми, родителей с детьми Самостоятельная деятельность детей
Сентябрь
1. "Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков".
2. "Знай и выполняй правила уличного движения" (закреплять знания правила уличного движения; где ходят люди, как переходят улицу; как ездит транспорт по проезжей части). 1. Разработка индивидуальных маршрутов для детей "Дорога в детский сад и домой"
2. Целевая прогулка на улицу города
3. Буклет: "Внимание! Ребёнок и Дорога!" 1. Рассматривание иллюстративного материала по теме "ПДД".
2. Дидактически игры: Парные картинки, разрезные знаки.
3. Настольно-печатные игры: "Школа автомобилиста", "Город"
Октябрь
"Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств"
1. Целевая прогулка – к светофору.
2. Выставка детских рисунков "Добрая Дорога Детства"
3. Анкетирование: "Я и мой ребёнок на дорогах города" 1. Дидактические игры" Светофор"
2. Сюжетно-ролевая игра: "Внимание, Светофор", "Шоферы".
Настольно-печатная игра: "Внимание! Дорожные знаки".
Ноябрь
"Знакомство с транспортом" ( закрепить знания о транспорте разного вида: грузовой, пассажирский, воздушный, водный)
1. Творческая семейная гостиная "Азбука дорожного движения"
2. Изобразительная деятельность на тему: "Транспорт"
3. Разучивание стихов по ПДД
Инсценировка "На лесном перекрёстке" 1. Дидактические игры "Кто управляет этим видом транспорта?"
2. Сюжетно-ролевая игра: "Автобус"
3. Настольно-печатная игра: Домино "Тачки",
4. Подвижная игра: "Машины"
Декабрь
"Предупреждение дорожно-транспортного травматизма"
1. Анкетирование: "Осторожно, дорога!"
2. Загадки по ПДД 1. Игра – лото "Знаки дорожного движения"
2. Дидактическая игра: "Как можно вести себя на дороге, и как нельзя".
Январь
1. "Правила поведения в общественном транспорте"
2. "Указательные знаки" 1. Просмотр мультипликационных фильмов по ПДД
2. Игра- драматизация "Незнайка за рулём"
3. Изготовление дорожных знаков для использования в играх 1. Сюжетно-ролевая игра: "Внимание, Дорога", "Шоферы", "Автобус", "Мы пассажиры"
2. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением улиц города, дорог, транспорта.
Февраль
1. "Предупреждающие и Запрещающие знаки"
2. "Гололёд, опасная дорога!" 1. Изготовление дорожных знаков для использования в играх
2. Наблюдение за различными видами транспорта.
3. Экскурсия к автобусной остановке. 1. Дидактическая игра "Учим дорожные знаки"
2. Настольно-печатная игра: "Дорожные знаки"
Март
"Почему происходят аварии на транспорте, как вести себя при аварии (ты очевидец или пострадавший). 1. Обыгрывание ситуаций; обсуждение жизненных ситуаций.
2. Рисование: "Я выхожу на улицу"
3. Буклет: "Дорога не терпит шалости -наказывает без жалости!" 1. Дидактические игры" Безопасность на дорогах"
2. Сюжетно-ролевая игра: "Регулировщик"
Апрель
"Наземный, подземный или пешеходный переход "Зебра". 1. Прослушание по ПДД
аудиозаписей.
2. Загадки и стихи о транспорте и ПДД, разгадывание кроссворда на тему: "Добрая Дорога Добра" 1. Строительные игры.
2. П/ и: "Цветные автомобили", "Стоп", "Светофор"
Май
"Добрые знаки"
. Изготовление макетов по ПДД
2. Самостоятельные рассказы детей о правилах дорожного движения.
3. Игра-викторина по ПДД "Юный пешеход" 1. Подвижная игра: "Красный, желтый, зеленый".
2. Сюжетно-ролевая игра "Дорожное движение".
3. Дидактические игры: "Мы пешеходы".
Участники проекта :
- воспитатель-руководитель и исполнитель проекта;
- музыкальный руководитель;
- дети средней группы (в количестве 22 человек);
- родители воспитанников (в количестве 38 человек);
- МО МВД России "Превозский".
Ресурсное обеспечение проекта :
- Зал по изучению ПДД (Приложение 7);
- Оборудованная площадка на территории детского сада для изучения ПДД;
- Музыкальный зал (Приложение 7);
- Уголок в группе по ПДД (Приложение 5);
- Наглядно дидактические-пособия;
- Библиотека методической и художественной литературы;
- Привлечение работников ОГИБДД МО МВД России "Превозский";
- Разработка занятий, целевых прогулок, развлечений, семейных гостиных и т. д. (Приложение 1, 2);
- Проведение консультаций;
- Систематическое оформление информационного стенда (Приложение 9).
Ожидаемые результаты:
- создание условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
- установление прочных связи с ОГИБДД МО МВД России "Превозский";
- разработка и апробация перспективного плана-графика работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД.
Результаты проекта
В ходе реализации проекта "Азбука дорожной безопасности" предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей, повысили компетентность родителей, собрали материал по безопасности дорожного движения.
Проект оказался познавательным и увлекательным для всех участников. Благодаря проекту, дети узнали и усвоили ПДД, умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни. У детей сформировалось чувство ответственности за свою жизнь и здоровье, пополнился словарный запас, сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира.
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.
Моя задача подготовить детей к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Для меня важно не обучить правилам дорожного движения, а воспитать безопасное поведение ребенка на дороге и в транспорте.
В нашем детском саду в мае прошел конкурс макетов по ПДД "Улицы моего города". Воспитанники моей группы приняли активное участие в конкурсе. Мы с ребятами сделали макет и заняли первое место. А также в конкурсе приняли участие родители со своими детьми, семья Егора Сокова получила диплом участника. (Приложение 8)
21 сентября 2018 года, прошел семейный праздник "Автомобильная семья". Семья Соковых представляли нашу группу и заняли второе место. Конкурс состоял из двух частей: теоретический и практический. В качестве судей были приглашены сотрудники ОГИБДД МО МВД России "Превозский", которые отметили неплохие знания правил ПДД как у детей, так и у взрослых. (Приложение 4)
Перспективы дальнейшего развития проекта :
Несмотря на достигнутые успехи, планирую продолжить работу над проектом в этом направлении : разрабатывать сценарии для проведения занятий, праздников, досугов, памяток по ПДД. Так же планируется продолжить дальнейшее сотрудничество с ОГИБДД МО МВД России "Превозский". С сентября 2018 года наша группа вступила в отряд ЮИДД "Светофор", и мы с ребятами приняли участие в акции "Верблюжий переход". (Приложение 10)
Проект в дальнейшем может служить примером для работы педагогов ДОУ городского округа Перевозский Нижегородской области по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма посредством вовлечения родителей воспитанников в образовательную деятельность.
Планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту на РМО (районные методические объединения) и МО (методические объединения) ДОУ, публикации в печатных изданиях и интернет ресурсах.
Литература:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. "Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста"– М. : ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48.
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева "Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста". – М. : ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1997.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
4. Вдовиченко Л. А. "Ребенок на улице", "Детство-пресс", 2008
5. Н. В. Елжова "ПДД в детском саду" Ростов- на -Дону "Феникс" 2014 г.
6. Данилова Т. И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.