Елена Крохалева
Автоматизация звуков речи детей с ОВЗ посредством декоративно-прикладного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация звуков речи детей с ОВЗ по средствам декоративно-прикладного творчества»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Сухомлинский
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность сенсорных анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира.
Публикация «Автоматизация звуков речи детей с ОВЗ посредством декоративно-прикладного творчества» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошколь-ников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И. С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга — центрального органа речевой функции. Данные поражения естественно сказываются на дальнейшем развитии ребенка. Соответственно и число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего успешного обучения. Поэтому перед современным педагогом стоит задача в комплексном развитии детей.
Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса и эмоционального отклика. А если нет интереса и мотивации, то процесс автоматизации длится очень и очень долго. Существующие традиционные способы автоматизации звуков, чаще всего носят пассивный характер. При этом часто возникает «синдром кабинетной речи». Это когда во время занятия ребёнок старается и речь звучит без ошибок, но только выходит за порог - как ничего и не было! т. е. выработался стереотип, «на занятии я говорю хорошо, а в жизни как привык».
Декоративно прикладное творчество создаёт благоприятные условия для автоматизации звуков в повседневной речи и обеспечивает детям постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.
К тому же Отечественные физиологи и их исследования подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Именно развитие мелкой моторики, движения пальцев рук предшествует появлению звуков и слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.
Поэтому я решила ввести в логопедические занятия элементы декоративно прикладного творчества Цель которых : эффективная автоматизация поставленных звуков речи детей. В этом случае я решаю сразу несколько задач. В процессе деятельности будут развиваться все стороны высших психических функций: мышление, память, восприятие, воображение, внимание, а также положительный эмоциональный настрой ребенка, развитие мелкой моторики в общем и в частности подготовка руки к письму, а самое главное автоматизация звуков речи максимально приближенна к бытовым условиям.
У меня появилась идея изготовления совместно с детьми игрушек для развития речи.
При выборе игрушки-поделки я учитывала:
- возрастные особенности детей и особенности детей с ОВЗ, а также временные рамки занятия. В результате выбирала наиболее простые способы изготовления игрушки;
- учитывала цель логопедического занятия, например, автоматизация звуков — значит игрушка - поделка должна нести ассоциативную привязку к необходимому звуку.
Для автоматизация изолированного звука [Л] мы изготавливаем игрушку «Пароход», который гудит «Л-Л-Л-Л». При этом естественным образом изучаем части парохода. Сначала педагогом за тем детьми проговаривается - из каких частей состоит пароход, тем самым расширяем словарный запас. Озвучиваем: «У парохода есть борта, рубка, окна – иллюминаторы, труба из которой раздается звук «Л-Л-Л-Л».
После изготовления дети с удовольствием играют в игры по развитию высоты и тембра голоса «Большой-маленький», «Далеко-близко». Сделали большой пароход он громко гудит низким голосом, сделали маленького он гудит высоким. А также подводим итог и работаем над грамматическим строем речи : «Сколько пароходов получилось? Давайте посчитаем. (1 – пароход, 2 – парохода, 5 -пароходов). Как маленький назовём - пароходик, как огромный «пароходище» и т. д.
Таким образом, по аналогии, для автоматизации изолированного звука [Ш] изготовляем игрушку «Котёнок», который шипит «Ш-Ш-Ш-Ш»; для автоматизации звука [Р] «Тигрёнка», который рычит «Р-Р-Р-Р»; жука, который жужжит «Ж-Ж-Ж-Ж»
При этом такие занятия прекрасно вписываются в лексические темы «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые».
Эти же игрушки использую для автоматизации звуков в слогах, словах и фразах.
Во время работы эмоционально закрытые дети раскрепощаются, повышается познавательный интерес, совершенствуется общая координация движений детей.
По результату данных занятий делаю вывод необходимый звук автоматизируется эффективнее и качественнее за счёт эмоционального подкрепления, ребенок произносит правильно звук в повседневной речи. Данные творческие занятия позволяют развивать ни только правильное звукопроизношение, но и другие стороны речи в том числе грамматический строй, связную речь создаёт ощущение успешности.
Данный опыт транслирую в проектах на уровне детского сада с детьми с ОВЗ «Радуга желаний» и на уровне логопункта «Детско-родительский клуб совместного изготовления игрушек для развития речи «Мастерилка».
В заключении хочу привести слова Н. Д. Бартрама, «Вещь, сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Используемая и рекомендуемая литература:
1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология - М. «Просвещение» - 1998г.
2. Казакова Т. Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г.
3. Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов – на – Дону «Феникс» - 2002г.
4. Лебедева, Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина / Е. Г. Лебедева. — М. : Айрис-пресс, 2008. — 176с. : цв. ил. — ( Внимание: дети)
5. Черныш И. В. Забавные поделки к праздникам - Айрис-пресс, 2007. – 192 с. — ( Серия: Внимание: дети).