Валентина Владимировна Кирьянова
Консультация для педагогов «Загадки в обучении и воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Новым способом освоения мира становятся загадки – краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов – метафора.
Публикация «Консультация для педагогов „Загадки в обучении и воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом, он упорядочивает свои знания о мире.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку — значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию. В работе с детьми я использую загадки на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств. Содержание загадки отражает жизни человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта. Как отобрать загадку для дошкольника? Важным требованием, является доступность. Детям следует загадывать загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их наблюдений и понимания. Загадки пробуждают у детей интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни, пополняют словарный запас. Загадки полны познавательного смысла. Они вызывают у ребёнка интерес к миру вещей и явлений. Предметность и конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают её приёмом дидактического воздействия на детский ум. Воспитательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки я стараюсь формировать у детей любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову. Загадки я использую как увлекательное средство в обучении и воспитании детей.
Загадки от Варвары-рукодельницы
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
На полу скок-скок – и сел в уголок. (Веник). Слайд № 2
Стоит кошка, четыре ножки. (Скамья).Слайд № 3
На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток).Слайд № 4
Две стройные сестрицы в руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он – шарф у Петеньки. (Спицы).Слайд № 5
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает. (Иголка).Слайд № 6
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (Клубок).Слайд № 7
Зубов много, а ничего не ест. (Гребень).Слайд № 8
Ножек – четыре, шляпок – одна,
Нужен, коль станет обедать семья. (Стол).Слайд № 9
Ни свет ни заря
Пошёл, согнувшись со двора. (Коромысло).Слайд № 10
Два братца хотят подраться,
Да друг друга достать не могут. (Вёдра на коромысле).Слайд № 11
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват).Слайд № 12
Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь. (Веретено).Слайд № 13