Татьяна Стребкова
Адаптация ребенка в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Адаптация ребенка в детском саду.
Разработала :
Воспитатель: Стребкова Т. Н.
с. Мильково
Февраль 2021год
Тема: «Адаптация ребенка в детском саду».
Публикация «Адаптация ребенка в детском саду» размещена в разделах
Цель: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ; повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребенка.
Задачи:
Образовательные:
-организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возврастными особенностями детей и программой ДОУ;
Развивающие:
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Воспитательные:
-изучить проблему адаптации, ее виды и способы;
-выявить особенности адаптации детей к ДОУ.
Адаптация ребенка в детском саду.
Тема адаптации ребёнка в детскому саду актуальна всегда, но в последние годы она становится всё более острой. Темп современной жизни диктует свои правила, и родители не хотят отставать от него, поэтому с малых лет отдают ребёнка в детский сад, где сталкиваются с трудностями привыкания малыша к новым условиям и не понимают, как верно их разрешить.
В этой статье мы рассмотрим, что такое адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие степени и этапы адаптации существуют, и как помочь малышу успешно преодолеть этот сложный период.
Адаптация в детском саду — что это такое?
Представьте себе мир 1.5-2х годовалого малыша. У него есть любимые мама и папа, дорогие ему игрушки, уютная и тёплая кровать, привычная обстановка и удобный режим дня. А в один момент это меняется! Родители отводят его в незнакомое место, где находится чужая тётя, повсюду незнакомые дети, которые могут и ударить, и отобрать игрушки, постоянно кто-то плачет, и вообще становится грустно и так хочется домой! Это место — детский сад.
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок чувствует себя растерянным, испытывает сильный стресс. Чтобы привыкнуть к новым условиям, должно пройти время, которое называют периодом адаптации.
Когда малыш начинает посещать садик, адаптация затрагивает не только его, но и родителей. Но взрослым намного проще с ней справиться, потому что их организм более стрессоустойчивый. Детская адаптация протекает сложнее, потому что малышу предстоит:
• привыкать к другому режиму дня;
• научиться быть самостоятельным и обходиться без помощи родителей (использовать горшок, мыть руки, пить и есть, раздеваться, одеваться);
• оставаться без мамы и папы среди сверстников, которые отличаются характерами, и не со всеми из них будет взаимопонимание;
• слушать и выполнять требования воспитателей;
• быть вдали от привычных вещей и домашней обстановки;
• не получать достаточно внимания. Особенно тяжело бывает единственным детям в семье, которые привыкли, что им всегда уделяют время.
Степени адаптации к детскому саду
Педагоги и психологи выделяют три степени адаптации детей к детскому саду : лёгкую, среднюю и тяжёлую, каждая из которых имеет свои сроки и особенности.
Лёгкая степень длится от двух недель до месяца. Для неё характерны:
• Спокойный сон малыша, включая дневной и ночной. Если ребёнок просыпается, то засыпает вновь легко и быстро.
• Хороший аппетит. Иногда присутствует избирательность в еде, это нормально.
• Спокойное и уравновешенное состояние малыша.
• Ребёнок без истерик остаётся без родителей, может играть самостоятельно.
• Лёгкость в поведении со сверстниками и воспитателями.
Даже при такой степени адаптации у малыша могут в первые недели посещения детского сада наблюдаться нарушения сна и аппетита, небольшая нервозность и капризность, потому что меняется режим дня, появляются новые люди и обязанности.
Средняя степень адаптации длится 1-2 месяца. Ребёнок чаще болеет, поэтому посещает детский сад с перерывами.
Что указывает на среднюю степень адаптации?
• Беспокойный сон малыша, который часто прерывается. Иногда ребёнок вовсе не может заснуть в саду.
• Сниженный аппетит: малыш мало ест или наотрез отказывается от любой пищи.
• Непостоянство эмоций. Ребёнок грустит и плачет, его настроение часто меняется. Малыш может играть один, но недолго.
• Ребёнок с трудом расстаётся с родителями, затем сидит в одиночестве.
• Малыш не проявляет особого интереса к общению с другими детьми, постоянно спрашивает воспитателя, когда его заберут.
Тяжёлая степень адаптации длится от 2 месяцев до полугода. В редких случаях ребёнок не привыкает к детскому саду вовсе. Тогда психологи и педагоги рекомендуют сделать длительную паузу или перестать водить малыша в дошкольное учреждение.
Как понять, что у ребёнка тяжёлая степень адаптации к детскому саду?
• Малыш не спит днём, ночью сон также беспокойный, ребёнка мучают страхи.
• Аппетит сниженный, малыш часто отказывается есть.
• Эмоции нестабильны: ребёнок задумчив, уходит “в себя” или наоборот возбуждён и агрессивен.
• Расставание с родителями даётся с большим трудом и сопровождается криками, рыданиями и истериками.
• Малыш не желает общаться ни со взрослыми, ни со сверстниками, замкнут или агрессивен.
О завершении адаптации любой степени можно говорить после налаживания сна, аппетита, эмоционального состояния, поведения малыша при расставании с родителями и стремления к общению с другими детьми и взрослыми.
Как понять, что малыш успешно адаптировался?
• он спокойно остаётся в дошкольном учреждении;
• легко общается с воспитателем и другими детьми;
• имеет хороший сон и здоровый аппетит;
• эмоционально стабилен, нет резких и частых перепадов настроения, апатии и агрессии.
Судить о завершении процесса адаптации можно только через несколько месяцев посещения ребёнком детского сада, потому что частые болезни дошкольников удлиняют этот процесс. Запаситесь терпением, ваша поддержка и любовь помогут малышу спокойно преодолеть этот нелёгкий путь.
Почему одни дети адаптируются легко, а другие с трудом? Что влияет на этот процесс?
1. Возраст ребёнка.
Во многих семьях после рождения малыша меняется уровень материального благополучия, поэтому матери стремятся скорее отдать ребёнка в садик и выйти на работу. Неудивительно, что в последние годы увеличилась потребность в яслях, в которые принимают детей с 1,5 лет.
Но насколько готов к этому сам малыш? Большинство педагогов и психологов считают, что подходящий возраст для начала адаптации к детскому саду— это 2,5-3 года, когда у ребёнка уже окреп иммунитет, он владеет элементарными навыками самообслуживания и не так остро нуждается в родительской заботе и внимании. Чем младше ребёнок, тем сложнее и тяжелее проходит адаптация. Поэтому, по возможности, детей младше 2,5 лет лучше оставить дома.
Разумеется, бывают исключения, когда малыш опережает своё развитие и нуждается в общении, проявляет интерес к сверстникам, активно участвует во всех играх, и дома ему попросту скучно. В таких случаях детский сад — это подходящая среда для маленького непоседы, даже если он не достиг 2,5 лет.
2. Состояние здоровья.
Это один из ключевых факторов. Нередко даже здоровые дети, начав ходить в садик, часто болеют. У малышей с ограниченными возможностями здоровья или хроническими заболеваниями процесс привыкания протекает особенно тяжело.
Поэтому сначала укрепите здоровье ребёнка, а потом начинайте посещать детский сад. Так малыш сможет адаптироваться без серьёзных проблем.
3. Уровень развития.
Тут важно сказать о необходимых умениях и навыках, которыми должен обладать ребёнок перед началом детсадовской жизни : держать ложку и чашку, самостоятельно пить и есть, пользоваться горшком, по возможности, одеваться и раздеваться и просить помощи у взрослого.
Если малыш не владеет навыками самообслуживания и привык, что родители делают всё за него, то процесс привыкания может сильно затянуться.
4. Социализация ребёнка.
В дошкольном учреждении малыш ребёнок будет находиться в компании сверстников и воспитателей. Если у малыша есть опыт общения с другими детьми и взрослыми, кроме родителей, то ему будет легко влиться в коллектив. Когда ребёнок привык видеть рядом с собой только маму и папу, то процесс привыкания будет сложнее и дольше.
5. Другие факторы.
Что ещё влияет на адаптацию и привыкание к саду?
• Опытность и личность воспитателя. Некоторые педагоги умеет создать настолько благоприятную и дружественную атмосферу в группе, что даже необщительные и закрытые дети чувствуют лёгкость и комфорт и хотят возвращаться в сад. Поэтому часто говорят: “Нужно идти не в сад, а к педагогу”.
• Количество детей в группе. Чем меньше воспитанников, тем больше внимания педагог может уделить каждому ребёнку.
• Темперамент малыша также влияет на продолжительность адаптации в детском саду. Например, дети-сангвиники любят общение и комфортно чувствуют себя в группе, а потому и легче привыкают, чем дети-меланхолики.
Как помочь ребёнку адаптироваться в детскому саду?
Большинство взрослых переживают, оставляя ребёнка в детском саду. Это вполне нормально, так как малыш находится там один среди незнакомых взрослых и таких же растерянных сверстников.
Но каждый родитель хочет помочь своему ребёнку легко преодолеть такой сложный период! Как это сделать? Педагоги и психологи дают следующие рекомендации:
1. Тревога родителей усиливает страхи малыша, поэтому старайтесь быть спокойными и уравновешенными, окружая своего ребёнка ощущением безопасности.
2. Беседуйте с малышом о детском саде. Это хорошо делать на подготовительном этапе адаптации : вызывайте его интерес, рассказывайте, сколько там детей и как им бывает весело, в какие игры он сможет с ними играть.
3. Во время прогулки проходите мимо детского сада, обращайте внимание малыша на яркие площадки и резвящихся там детей, вызывая желание присоединиться. Старайтесь чаще ходить пешком в любую погоду, пусть ребёнок привыкает к тому, что ходить в дошкольное учреждение вы будете и в снег, и в дождь. Цель бесед и прогулок у садика - создать положительный образ, понимание, как там весело, спокойно и безопасно, даже в отсутствие родителей.
4. Проговаривайте режим дня малыша: завтрак, игры, прогулка, обед, сон, ужин и так далее. Сообщите, в какой момент вы придёте за ним сегодня, чтобы ребёнок был спокоен и знал, что после ужина он вновь увидит свою маму. И обязательно приходите в указанное время.
5. Вместе с ребёнком придумайте ритуал прощания. Это может быть что угодно: поцелуй, рукопожатие, хлопок в ладоши, щекотка или смешные звуки. Важно придерживаться этого ритуала перед расставанием в саду и вне его. Это будет дарить малышу ощущение безопасности.
6. Если правила детского сада позволяют, разрешите ребёнку брать с собой любимую игрушку. В отсутствие родителей она будет придавать спокойствие и напоминать о доме, где так тепло и уютно.
7. Если малышу сложно расставаться именно с мамой, то тогда отводить в детский сад может отец или другой член семьи.
8. В период адаптации постарайтесь не начинать нового и вообще менять привычный уклад жизни (например, путешествия, переезд, длительные командировки родителей, развод, чтобы у ребёнка не было причин для дополнительного стресса.
9. Читайте книги, в которых главные герои начали посещать садик. Издания с такими сюжетами можно легко найти в любом книжном магазине. Создавайте разные ситуации с любимыми игрушками малыша: “Кролик Тим с детьми на прогулке”, “Лошадка Нина спит в тихий час” и так далее. Пусть для ребёнка эти сюжеты станут привычными и понятными.
Ошибки родителей во время адаптации ребёнка
1. Родители не уважают воспитателей или недоброжелательны к ним, транслируя такое отношение детям. Помните, малыш постоянно наблюдает за поведением взрослых, копируя его, поэтому если вы приветливы и спокойны в общении с работниками детского сада, то и ребёнок будет поступать так же. Значит, “эта тётя хорошая” и ей можно доверять.
2. Не убегайте из группы, пока малыш отвлёкся и не видит вас. Объясняйте ребёнку, что мама уходит, но скоро вернётся и обязательно его заберёт. Проговаривайте, когда это произойдёт, тогда малышу будет легче ориентироваться во времени: “Когда ты поспишь, поешь, немного поиграешь, потом мама за тобой придёт”.
3. Стоять у двери и прислушиваться, сидеть в раздевалке, караулить у окон группы - плохая затея. Дети очень чувствительны, и чрезмерная тревога родителей пугает их.
4. Не стоит игнорировать чувства малыша: “Хватит плакать, ты уже большой мальчик/послушная девочка!”. Ребёнку сейчас тяжело, он нуждается в поддержке, а не нотациях и упрёках. Объясняйте детям, почему не можете остаться и вынуждены уйти.
5. Наказывать ребёнка за то, что он не хочет оставаться один. Сюда же относится запугивание: “Не будешь слушаться, отведу тебя в садик!”. Так вы закрепите у малыша мысль, что сад — это плохо, там страшно и небезопасно. А любить то, что пугает, невозможно.
6. Подкупать детей за посещение детского сада тоже не стоит. Скоро маленький манипулятор будет просить за ваше чувство вины всё больше сладостей и игрушек.
7. Старайтесь по возможности не приходить за малышом последними, хотя бы первое время. Когда всех остальных ребят уже забрали, ребёнку становится страшно, а придут ли за ним вообще? Если вы знаете, что будете поздно, всегда предупреждайте малыша.
Детей, которые легко и быстро адаптируются к новой обстановке, не так много. Для большинства из них это долго и сложно. Поэтому в этот период им особенно важны внимание и поддержка родителей. Будьте рядом, запаситесь терпением, применяйте наши рекомендации, и совсем скоро ваш ребёнок станет с удовольствием ходить в детский сад!