Вероника Чернова
Конспект занятия «11 января — День заповедников и национальных парков»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие
(экологическое воспитание) для детей средней группы.
Тема: «Что такое заповедник? Путешествие по заповедникам».
Цель: расширять кругозор детей.
Задачи: образовательные: объяснить понятие «заповедник», познакомить детей с заповедниками нашей страны и правилами поведения в них; расширять и систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы;
Публикация «Конспект занятия „11 января — День заповедников и национальных парков“» размещена в разделах
- День заповедников, 11 января
- Заповедники и национальные парки
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
воспитательные: воспитывать осознанное отношение ребенка к окружающей среде; заботливое отношение ко всему живому; формировать ответственное и бережное отношение к природе;
развивающие: развивать способность осознавать свои действия и прогнозировать вероятные последствия.
Материал и оборудование: фотографии заповедников России; игра «Правила поведения в заповеднике»; аудиозаписи: «звуки природы (леса)», «Паровозик», «Медвежий танец» Бела Барток, «Карнавал животных» Эмиль Сен-Санс, «Игра воды» Жозеф Морис Равель; ватман для создания коллажа, карточки для рисунков, пастель для рисования, клей.
Ход занятия:
Перед началом дети приветствуют друг друга. Приветствие сопровождается движениями:
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, природа – это все то, что нас окружает, что создавалось без участия человека. Скажите, какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель: Все верно. Давайте поиграем в игру: «Живое – неживое». Сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете называть отгадку и говорить к живой или неживой природе она относится:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Дети: Это дерево. Оно относится к живой природе.
Воспитатель: Да, все верно. Дерево – это живая природа.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
Дети: Это гриб. Гриб – это живая природа.
Воспитатель: Верно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Дети: Вода. Она относится к неживой природе.
Воспитатель: Все правильно.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печет (Солнце)
Дети: Солнце. Солнце – это неживая природа.
Воспитатель: Все правильно ребята. Так почему вода и солнце относятся к неживой природе?
Дети: Вода, солнце, камень, песок не дышат, не питаются и не растут.
Воспитатель: Конечно, Вы правы. А почему же дерево и гриб – это объекты живой природы?
Дети: Все растения, животные и птицы относятся к живой природе, потому что они дышат, питаются и растут (развиваются).
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, мы с вами (люди, тоже являемся частью природы, а как вы думаете, человек может навредить природе?
Дети: Да, может. Вырубать деревья, загрязнять водоемы, уничтожать животных.
(Включить аудиозапись – звуки леса)
Воспитатель: А вы знаете, что есть такое место, называется – заповедник, там природа находится под охраной. В заповеднике охраняются всё : реки и озера, растения, животные и птицы. В нашей стране больше ста заповедников, там природа существует без вмешательства человека. Вся жизнь диких зверей, птиц и растений здесь протекает в естественной среде. Можно часами ходить по заповедному лесу и не подозревать, что за нами наблюдают сотни глаз.
Хорошо бы остановиться на минутку, прислушаться и посмотреть внимательно по сторонам. Вот старая ель, под которой возвышается бугорок колючей трухи – это «муравьиный городок». В заповеднике муравейники окружают деревянной изгородью.
В большинстве российских заповедников, большую часть территории занимают леса. Мы уже знаем правила поведения в лесу, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру и познакомится с правилами поведения в заповеднике.
(Проводится игра «Правила поведения в заповеднике»)
Воспитатель: Вот теперь мы знаем правила поведение на охраняемых территориях заповедников. Давайте отправимся в увлекательное путешествие и посетим некоторые заповедники нашей страны. В путь!
(Дети строятся за воспитателем, под музыку «Паровозик» начинают движение по кругу изображая гудок поезда прибывают на первую станцию)
Звучит отрывок произведения Жозеф Марис Равель «Игра воды»
Воспитатель: Ребята, что вам напоминают эти звуки?
Дети: Звуки воды.
Воспитатель: Это произведение написал французский композитор и дирижер Жозеф Морис Равель.
Демонстрируются фотографии
Водопад Учар. Алтайский заповедник
Раифское озеро. Волжско-Камский заповедник
«Край ста озер» на территории заповедника расположено 135 небольших озер. Катунский заповедник
Воспитатель: Ребята, а реки, озера, водопады относятся к какой природе?
Дети: Вода относится к неживой природе.
Воспитатель: Молодцы, все верно! Двигаемся дальше.
(Дети строятся за воспитателем, под музыку «Паровозик» начинают движение по кругу изображая гудок поезда прибывают на вторую станцию)
Звучит отрывок произведения Камиль Сен-Санс «Карнавал животных»
Воспитатель: Что изобразила нам музыка?
Дети: Лебедь
Воспитатель: А написал это произведение Камиль Сен-Санс – французский композитор, пианист, дирижер, педагог. Он сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах, среди которых «Карнавал животных», состоящий из 14 частей.
В произведении звучит виолончель и фортепиано. Мелодия изображает плавное движение лебедя по поверхности воды.
Фотография.
Воспитатель: А это Озеро Светлое, его еще называют Лебединое— оно не замерзает всю зиму из-за горячих подводных ключей. В октябре сюда прилетают зимовать прекрасные птицы — лебеди.
Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»
Воспитатель: Посмотрите, это Даурский журавль – вымирающий вид журавлей, которых осталось около пяти тысяч особей. Эта птица занесена в Красную книгу. Вы знаете, что такое Красная книга?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Красная книга – это список редких и исчезающих видов животных, растений и птиц. (демонстрируется Красная книга) В эту Красную книгу записаны виды исчезающих животных.
Таймырский заповедник (Красноярский край)
Воспитатель: А эта птица называется Краснозобая казарка. Ребята, птицы представители какой природы?
Дети: птицы относятся к живой природе.
Воспитатель: Молодцы! В путь!
(Дети строятся за воспитателем, под музыку «Паровозик» начинают движение по кругу изображая гудок поезда прибывают на вторую станцию)
Звучит отрывок произведения Бела Барток «Медвежий танец»
Воспитатель: Ребята, какого животного изображает эта музыка?
Дети: Это медведь.
Воспитатель: Это произведение называется «Медвежий танец», а написал его
композитор Бела Барток. Бела Барток – венгерский композитор, он написал оперы, балеты, симфонии.
Большой Арктический заповедник (Красноярский край)
Воспитатель: Кто изображен на этой фотографии?
Дети: Белый медведь.
Кабардино-Балкарский горный заповедник (Кабардино-Балкария)
Воспитатель: Это горные бараны. Посмотрите какие красивые рога. В нашей стране много заповедников, и в нашей области есть заповедник.
ЗАПОВЕДНИК «Птичья гавань» «Птичья гавань» - природный парк в Омске, в районе Левобережья. Это единственный природный парк в России, расположенный в черте города. В 1994 году этот природный памятник получил статус охраняемого регионального объекта. Заповедник «Птичья Гавань» - территория, на которой есть несколько небольших озер, вода в которые попадает из замкнутой протоки - речки Замарайки, и из подземных родников.
Вот мы и познакомились с некоторыми заповедниками нашей страны и их обитателями. Давайте немного отдохнем, и погуляем по лесу.
(Проводится физкультминутка под аудиозапись «звуки леса»)
«Вместе по лесу идем»
Вместе по лесу идем, не спешим не отстаем. (Маршируем на месте)
Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг. (Потягиваем руки в стороны)
Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер (Указывать то правой, то левой рукой)
Расстилается ковер и направо, и на лево (Наклоны в разные стороны)
К небу ручки потянули, позвоночник растянули (Потягивание рук вверх)
Отдохнуть мы все успели и на место снова сели! (Сесть на стульчики)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы отлично знаете, что относится к живой и неживой природе. Давайте сделаем плакат, на котором будут изображены представители живой и неживой природы.
Посчитайте сколько вас?
Дети: 1,2,3,4,5,6. Нас 6!
Воспитатель: Правильно! Нужно разделиться на две одинаковые команды, сколько человек будет в каждой команде?
Дети: 3.
Воспитатель: Молодцы, первая команда, изображают на карточках живую природу, а вторая команда изображают на карточках неживую природу. Начнем! (дети берут стульчики и садятся за стол).
(Дети рисуют картинки и приклеивают на плакат, получается коллективный коллаж)
Воспитатель: Какой же красивый получился у нас плакат! (Демонстрируется коллаж)
Ребята, а беречь и охранять природу нужно только в определенных местах, таких как заповедники?
Дети: Нет, природу нужно охранять везде.
Воспитатель: Совершенно верно! Беречь и охранять природу нужно везде, давайте никогда не будем забывать об этом. Ребята, что мы сегодня делали на занятии? Вам понравилось путешествие?