МААМ-картинки

Коммуникативные формы взаимодействия взрослого и ребёнка в соответствии с программой «Теремок»

Елена Бабатина
Коммуникативные формы взаимодействия взрослого и ребёнка в соответствии с программой «Теремок»

Ежегодно в детский сад приходят дети и начинается процесс адаптации, в котором принимают участие родители, педагоги. Ведущее условие успешной адаптации ребёнка к детскому саду – принятие им новой ситуации взаимоотношений с педагогом как новым близким человеком.

Коммуникативные формы взаимодействия взрослого и ребёнка в образовательной среде

Характеристики общения: Вербальные характеристики

Ограничивающие (запрещающие) действия/примеры коммуникативных форм : - Интонация громкая или раздражённая, эмоционально окрашенная

- негативная реакция;

- резкая, озлобленная речь;

Публикация «Коммуникативные формы взаимодействия взрослого и ребёнка в соответствии с программой „Теремок“» размещена в разделах

- импульсивность в речи;

- командный, угрожающий, повышенный тон;

Примеры: Ты не видишь, куда идёшь?

Не трогай, только что всё убрали!

Нельзя!

Хватит плакать! Как лялька ведёшь себе!

Побуждающие действия/примеры коммуникативных форм :

- Мягкая, доброжелательная интонация;

- спокойный тон, приятный, нежный голос;

- чётко, понятно сформулированное сообщение ребёнку;

- эмоциональна отзывчивость.

Примеры:

Помоги мне, пожалуйста.

Давай поиграем вместе.

Давай сделаем что-нибудь.

Как ты думаешь?

Давайте, посмотрим, что у нас лежит на полу?

Где они должны лежать?

Давайте уберём на место.

Что бы ты выбрал?

Что у тебя в руках?

Характеристики общения: Невербальные характеристики

Ограничивающие (запрещающие) действия/примеры коммуникативных форм : - Запрещающие действия (например, вытянутый указательный палец);

- строгий, злой взгляд;

- сердитое или индифферентное выражение лица;

- сердитое или индифферентное выражение лица;

- губы плотно сжаты, скрежет зубами;

- жесты идут сверху вниз, рубящие;

- взгляд исподлобья, жёсткий, брови опущены вниз, глаза прищурены;

- руки и плечи напряжены;

- взгляд сверху вниз, взрослый стоит “над ребёнком”;

- угрожающие позы: замахивания рук, резкие жесты, руки на поясе или скрещены на груди.

Побуждающие действия/примеры коммуникативных форм :

- Открытая поза: руки открыты ладонями вверх, взрослый наравне с ребёнком, присел, контакт “глаза в глаза”,

- глаза спокойные;

- уголки губ приподняты вверх, улыбка;

- мягкое, радостное, приветливое выражение лица;

- мягкая, спокойная, доброжелательная интонация;

- взрослый наравне с ребёнком, присел, контакт “глаза в глаза”;

- мягкие, спокойные, искренние жесты;

- поглаживание по голове, спине, рукам.

Взрослому необходимо прежде всего понять какие базовые потребности фрустрируются у ребёнка и как этого избежать.

Существуют базовые потребности ребёнка, актуальные и в образовательном контексте, качественное удовлетворение и проектирование которых создаст условия для успешной адаптации ребёнка к детскому саду (И. А. Лыкова, Е. Д. Файзуллаева) :

• Потребность в любви педагог может удовлетворить с помощью обращения по имени, прямого открытого взгляда, чередования мимических выражений, чередование обращений от уменьшительно-ласкательного до нейтрально-делового, вариаций интонации, использования мягких жестов.

• Познавательную потребность воспитатель может удовлетворить такими способами, как: показ модели, техники выполнения чего-либо.

• Потребность ребёнка в активности – использованием побуждающих слов, действий, создание условий для движений, двигательной активности в разных помещениях, чередование состояний покоя и активности, использование предметов, материалов, имеющие эффект новизны для ребёнка.

• Потребность ребёнка во взаимодействии, в общении с другими – использование приглашающих, открытых жестов, поз, вариаций голоса, создание обстоятельств общения, наличие свободного пространства между педагогом и ребёнком.

• Потребность ребёнка в самореализации педагог может удовлетворить такими способами, как, создание ситуаций успеха, использование открытых побуждающих слов, жестов, движений, создание «мест личного присутствия» (М. Хайдеггер) ребёнка (например. Наличие свободной полки, коробки в тематическом уголке, чтобы ребёнок смог разместить там свои материалы, игрушки, рисунки.

Чтобы создать благоприятную психологическую обстановку в группе детского сада взрослым необходимо научиться взаимодействовать с детьми, выстраивать правильную линию общения.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) структуре общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

• 1. Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонаций.

• 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный, модуляция высоты голоса (плавная, резкая, тональность голоса (высокая, низкая, ритм (равномерный, прерывистый, тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий, интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

• 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шёпот, вздохи и др. ; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки назализации — «хм-хм», «э-э-э» и др.

Наиболее распространённым из неречевых средств общения являются жесты, сочетаемые с мимикой. Жест – это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего человека.

• 1. Жесты-иллюстраторы — это жесты сообщения: указатели («указывающий перст», пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

• 2. Жесты-регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

• 3. Жесты-эмблемы —- это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях — «здравствуйте», а поднятые над головой — «до свидания».

• 4. Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почёсывания, подёргивания отдельных частей тела; б) касания, пошлёпывания партнёра; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).

• 5. Жесты-аффекторы — жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определённые эмоции.

Цель взаимодействия. Цели взаимодействия детей и взрослых в образовательном пространстве обусловливают форму взаимоотношений. Взаимоотношения между взрослым и ребёнком строятся посредством общения. Принято различать открытый и закрытый стили педагогической коммуникации.

Открытый стиль педагогической коммуникации (общения) – это реакции, действия, направленные на конструктивное взаимодействие : физические - взрослый смотрит на ребёнка, использует поддерживающие жесты (дружеское похлопывание, поглаживание, объятия, подаёт руку или предмет, приближается, приглашает, оказывает поддержку;

вербальные – использует речевые выражения, обозначающие просьбу, приглашение, предложение (посмотри; дай; пожалуйста, помоги, уступи; возьми, давай будем делать.).

эмоциональные – реагирует, демонстрируя симпатию, проявляет эмпатию (улыбка, смех, выражение заинтересованности, удивления, сорадования, сопереживания, сочувствия).

Закрытый стиль педагогической коммуникации подразумевает присутствие частицы «не» при описании тех реакций, что представлены выше.

Все мероприятия по оказанию педагогической поддержки участниками педагогического процесса необходимо проводить строго в соответствии с режимом дня и циклограммой деятельности группы раннего возраста.

Публикации по теме:

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Фотоотчет о мастер-классе «Куклы-неразлучники» как совместная деятельность взрослого и ребёнка» с презентациейФотоотчет о мастер-классе «Куклы-неразлучники» как совместная деятельность взрослого и ребёнка» с презентацией В день семьи в нашей группе частью праздника был проведён мастер-класс «Куклы – неразлучники», как символ семьи. ФГОС ДОУ предусматривает,.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка»Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка» В современном мире каждый воспитатель дошкольного образования ищет новые пути, подходы в своей педагогической деятельности. Ведущим видом.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Наличие дидактических материалов в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования Одним из требований ФГОС ДО являются требования к созданию психолого – педагогических условий для реализации основной образовательной Программы.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Тренинг «Взаимодействие ребёнка и взрослого»Тренинг «Взаимодействие ребёнка и взрослого» Цель: формирование навыков межличностного взаимодействия в системе ребёнок – родитель, используя технологию Поповой МН «Навстречу друг другу».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные формы взаимодействия взрослого и ребёнка в соответствии с программой «Теремок»
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 09:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД