Лучший педагог года

Работа с детьми, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности

Александр Владимирович Гришин
Работа с детьми, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности

Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь.

Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов "знакомства" с ребенком.

Публикация «Работа с детьми, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности» размещена в разделах

В настоящее время на прилавках книжных магазинов появилось множество изданий, авторы которых описывают, как интерпретировать психологические методики, и в частности, детские рисунки. Теперь каждая мама, прочитав одну из таких книг, знает, почему ее Машенька нарисовала такой большой нос соседскому Сашке и почему Федя рисует все только черной краской.

Безусловно, подобная информация необходима для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности родителей. Но работающие в образовательных учреждениях педагоги часто сталкиваются с "перекосами" в этом направлении.

Пример

Ольга Васильевна-инженер, к психологии и педагогике отношения не имеет. Ее сын Петя учится в шестом классе. "У меня очень агрессивный ребенок! И у нас с ним большие сложности во взаимоотношениях" - такой "диагноз" поставила сама мама. А по кн. Елены Лютовой и Галины Мониной "Шпаргалка для взрослых".

причиной этому послужила беседа классного руководителя Пети с Ольгой Васильевной.

Однажды учительница решила провести в классе рисуночные тесты "Семья" и "Дерево". Обнаружив, что на Петином рисунке дерево изображено с большим коричневым стволом и почти без листьев, а мама - в черном-черном платье, она забила тревогу и вызвала родителей в школу, чтобы "защитить ребенка" и "оградить от негативного, разрушающего (это слова учительницы) влияния родственников". А будучи "психологически подкованной", она заодно и помогла маме поставить "диагноз" Пете.

Мама, которая до этого была уверена, что сын ее любит и понимает, пришла домой и стала требовать объяснений, почему Петя "негативно к ней относится", "агрессивно настроен к сверстникам и отвергает контакты с ними" (дословные выражения учительницы). Петя стал все отрицать и, по мнению соответствующим образом настроенной мамы, "агрессивно отпираться".

В результате возник конфликт. Между мамой и сыном. Между Петей и учителем. Между учителем и мамой. Процедура разрешения конфликта была достаточно длительной и болезненной для всех его участников.

Приведенный пример взят из реальной практики и, к сожалению, не является исключением. Все больше и больше взрослых пытается, интерпретируя отдельные детали рисунков, объяснить для себя (и не только для себя) причины того или иного поведения ребенка.

Чтобы подобных "объяснений" было поменьше и они не приносили вреда ни взрослым, ни детям, необходимо повышать уровень психологической компетентности педагогов и родителей. Прежде всего, следует помнить: ни в коем случае нельзя делать какие-либо выводы по одному рисунку. И тем более по одной, отдельно взятой детали рисунка. Нельзя впадать в крайности, объясняя эти детали. Например, ствол дерева, нарисованный Петей, действительно в реальной жизни бывает коричневого цвета. И было бы странно, если бы 11-летний ребенок нарисовал его красным или зеленым. А малое количество листьев на дереве может означать лишь то,

что Петя очень торопился домой или на тренировку. А может, он просто устал за пять проведенных в этот день в школе уроков ("тестирование" проходило на 6-м уроке).

Что же касается черного платья, то оно, оказывается, единственное платье в гардеробе его мамы, которая предпочитает носить брюки, а сыну нравится более женственный стиль.

Итак, данный пример еще раз иллюстрирует мысль о том, что при интерпретации детских рисунков необходимо быть особенно осторожным и деликатным. Если взрослый хочет, анализируя рисунок, получить о ребенке дополнительную информацию, то лучше не проводить безликое групповое обследование, а, оставшись с ним

один на один, попросить ребенка нарисовать то, что он хочет. Желательно записать все комментарии, которые ребенок делает в процессе рисования, а потом поговорить с ним, обсудить нарисованное. Конечно, одного рисунка недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы. Но если из раза в раз в рисунках ребенка повторяются детали, настораживающие взрослого, надо собрать его произведения и показать их специалисту. Затем можно мягко поговорить с самим ребенком и только после этого обращаться к родителям, но не с обвинениями, а с тактично выраженной просьбой обратиться к психологу.

В данной работе приводятся всего лишь некоторые особенности рисунков агрессивных, гиперактивных, тревожных и аутичных детей. При выявлении в группе детского сада или в классе таких детей рисунки могут стать для педагогов дополнительным источником информации, но ни в коем случае не самостоятельным ключом для постановки диагноза.

В разделах "Рисунки гиперактивных детей" и "Рисунки аутичных детей" помещены произведения дошкольников и школьников, в чьих медицинских картах стоит именно такой диагноз.

Агрессивные и тревожные дети, чьи рисунки использованы в работе, относятся к этим категориям по результатам многократно проведенной диагностики.

Однако хотим привлечь ваше внимание к тому факту, что подобное деление рисунков на категории достаточно условно. Ведь, например, агрессивными часто бывают и гиперактивные, и аутичные дети. А агрессивные ребята могут проявлять тревогу и подозрительность. Поэтому просим не принимать буквально это деление и не оценивать

однозначно отдельные детали рисунков и не делать скоропостижных выводов, а собрать больше информации и проанализировать ситуацию по каждому тесту.

Публикации по теме:

День психологической разгрузки для педагогов ДОУДень психологической разгрузки для педагогов ДОУ Для педагогов МАДОУ "Детского сада № 276" я провела тренинг психологической разгрузки. Цель которого заключается в том, что бы сформировать.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Делимся опытом для повышения педагогической компетентностиДелимся опытом для повышения педагогической компетентности МБДОУ Детский сад № 17 «Звёздочка» на протяжении последних лет активно занимался созданием условий по формированию социально – коммуникативной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности
Опубликовано: 20 мая 2024 в 08:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с детьми, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД