Папки-передвижки

Занятие по развитию речи «Осень» в старшей группе

Ирина Овчинникова
Занятие по развитию речи «Осень» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе по теме «Осень».

Цель: формирование связной монологической речи у дошкольников при помощи составления описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам- символам.

Воспитательно - образовательные задачи:

- Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине с использованием наглядного моделирования.

- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Публикация «Занятие по развитию речи „Осень“ в старшей группе» размещена в разделах

- Продолжать учить детей логично и последовательно рассказывать о приметах осени, активизировать имеющиеся знания и представления об этом времени года, закреплять названия осенних месяцев, осенних периодах.

- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

- Развивать умение соотносить увиденное с собственным восприятием осенней природы, развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности.

Предварительная работа: рассматривание пейзажных картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина. Знакомство с приметами осени, перелетными и зимующими птицами. Разучивание физкультминутки.

Демонстрационный материал: репродукции картин И. И. Левитана «Поздняя осень», «Золотая осень», И. И. Шишкина «Ранняя осень»; иллюстрации о поздней осени, аудиозапись Антонио Вивальди «Времена года», аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года», гроздья рябины на каждого ребенка.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу

под музыку Антонио Вивальди «Времена года».

Воспитатель.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй маленький цветок.

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Здравствуйте, дети.

Здравствуйте, уважаемые гости.

Ребята,

Круглый год, круглый год

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим

Идет за летом…

Дети: Осень…

Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – об осени.

Воспитатель. Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы.

2. Основная часть.

Беседа по вопросам.

Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).

Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску.

- А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).

Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень». Солнце светит не так ярко, часто идут дожди. Листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад.

- Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).

- В ноябре тепло или холодно? (В ноябре становится холодно.)

- Солнце светит ярко? (Светит, но не греет.)

- Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края.)

- Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто.)

- Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег.)

Работа по картинам.

Воспитатель. А сейчас, посмотрите на экран и отгадайте, какие периоды осени изобразили художники на своих картинах. Напомните имена этих художников. Итак, рассмотрим первую картину.

1. (На экране картина И. И. Шишкина «Ранняя осень»)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какой месяц изобразил художник на этой картине?

(показывает на картину «Ранняя осень»)

Дети. Сентябрь.

Воспитатель. Почему вы так считаете?

Дети. Потому что на картине преобладает зеленый цвет.

Воспитатель. Правильно. Молодцы. Мы с вами об этом говорили, что картина так и называется «Ранняя осень».

О красоте ранней осени Ф. Тютчев написал такие строки:

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…»

- Ребята, и правда, как удивительно трогательна ранняя осень.

2. (На экране картина И. И. Левитана «Золотая осень)

Воспитатель. Ребята, вспомните имя художника, который нарисовал эту картину и скажите какой месяц изобразил художник на ней?

Дети. На картине «Золотая осень» художник изобразил Октябрь.

Воспитатель. Правильно, молодцы.

Воспитатель. А почему художник, в своей картине, октябрь сравнивает с периодом «Золотой осени»?

Дети. Потому, что октябрь-это середина осени, когда все листья на деревьях и трава приобретают красно-оранжевый и желтый цвет, похожий на золото.

Воспитатель. Правильно.

- А так описал золотую осень поэт И. Бунин:

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…»

3. (На экране картина И. И. Левитана «Поздняя осень»)

Воспитатель. А какой месяц, на ваш взгляд, художник отобразил в этой картине. Вспомните имя художника, который ее нарисовал?

Дети. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил ноябрь. Художник так и назвал ее - «Поздняя осень»

Воспитатель. По каким признакам мы видим, что это ноябрь и что это поздняя осень?

Дети. В ноябре деревья стоят уже без листьев. Трава пожелтевшая, пожухлая.

(пожухлый-увянувший, увядший, засохший)

. Небо в тучах. Идут частые проливные дожди, поэтому на картине изображена большая лужа.

- Не осталась без внимания поэтов и поздняя осень. А. Плещеев написал:

«Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…»

Воспитатель. Ребята, в какой период осени сейчас за окном и почему?

Дети. За окном-поздняя осень. На деревьях почти нет листвы, дни стали короче, по утрам морозно.

Воспитатель. Ребята, давайте немного отдохнем.

Физминутка.

Осень»

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой

Игра «Найди ошибку».

Дети, давайте поверим себя: хорошо ли мы знаем признаки поздней осени. Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – сидим тихо.

- В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно)

- В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно)

- В ноябре часто идут дожди (Верно)

- В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)

- Ноябрь – это последний месяц осени. (Верно)

Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.

- Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.

- Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.

- А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).

- А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.

- Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.

- Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).

- Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).

- Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.

Наступила поздняя осень. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. Перелетные птицы уже улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду.

- Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? Вот и у меня в волшебной корзине её дары.

Но главное украшение поздней осени- это кисть рябины. А кто любит полакомиться этими ягодами? (Снегири). У вас на столах лежат рисунки с ветками рябины. Давайте сделаем их яркими и красочными. Мы должны помнить, что зимующие птицы нуждаются в заботе. Мы должны их зимой подкармливать.

Рефлексия. Дети раскрашивают ветки рябины, под музыку П. И. Чайковского «Ноябрь».

Воспитатель: Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые ветки рябины. А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).

3. Заключительная часть.

1. О каком времени года мы сегодня составили рассказ?

2. Кому расскажете дома о поздней осени?

3. Кто хочет рассказать стихотворение о поздней осени?

Осень.

Если на деревьях

Листья пожелтели,

Если в край далекий

Птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года

Осенью зовется. М. Ходякова

Осень

Садик мой веселый,

Где ж твои цветы?

Под дождем осенним

Изменился ты!

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Под дождем и ветром

В темноте ночей

Стонешь ты, качаясь,

Слезы льешь с ветвей.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Жди — весна вернется,

Зацветешь опять!

(1905) И. А. Белоусов

4. Хорошо работали сегодня … спасибо за работу.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Итоговое занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группеИтоговое занятие по развитию речи «Зимушка-зима» в старшей группе Образовательные области: Речевое, познавательное, социально – коммуникативное и физическое развитие Цель: Развитие связной речи у детей,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень» Цель: Обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:1. Образовательные: Активизировать и обогащать лексический словарь по теме: «Осень».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень наступила» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила» (с применением.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки» [/b][/i] Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные задачи: Образовательные - закрепить знания.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Мой дом — моя крепость»Занятие по развитию речи в старшей группе «Мой дом — моя крепость» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Мой дом – моя крепость». Подготовила воспитатель: Дворникова Снежана Юрьевна.

Занятие по художественно-эстетическому развитию на тему «Золотая осень» в старшей группеЗанятие по художественно-эстетическому развитию на тему «Золотая осень» в старшей группе Цель: Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию.

Занятие по развитию речи «Домашние животные» в старшей группеЗанятие по развитию речи «Домашние животные» в старшей группе Цель: систематизация и обобщение имеющихся представлений о домашних животных Задачи: развитие устной диалогической речи.

Библиотека изображений:

Публикация Занятие по развитию речи «Осень» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Овчинникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Осень» в старшей группе
Опубликовано: 21 октября 2023 в 19:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД