Лучший педагог года

Взаимодействие педагогов ДОУ при организации работы с детьми с задержкой психического развития

Елена Колесникова
Взаимодействие педагогов ДОУ при организации работы с детьми с задержкой психического развития

1. Теоретические аспекты задержки психического развития

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств [2, с. 13].

Публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ при организации работы с детьми с задержкой психического развития» размещена в разделах

Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме возникновения ЗПР, позволяет сделать вывод, что единого определения причин этого явления нет.

Отечественные ученые (М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, Г. Е. Сухарева, Т. А. Власова, В. И. Лубовской, учитывая многогранные аспекты этой проблемы, позволили выделить особые критерии психического развития этих детей. У большинства детей с ЗПР наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, замедление целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушение работоспособности. Патогенетической базой этих симптомов является перенесенное ребенком органическое поражение ЦНС и ее резидуально-органическая недостаточность (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, и др.)[7, с. 783]. Другой причиной, может быть функциональная незрелость ЦНС. Данные работы заложили основы дифференциальной диагностики.

Задержка психического развития возникает, как правило, в связи с экзогенными вредностями.

Факторы внешней среды, когда они являются неблагоприятными, приводят к изменению темпа развития более сложных процессов нервной системы. Главной отличительной чертой детей с задержкой психического развития от умственно отсталых детей является обратимость (в большинстве случаев) и восстановление всех дефектных психических функций.

Специальная психология, выделяет две большие группы факторов, которые могут привести к возникновению ЗПР.

Первая группа – эндогенные факторы:

- соматические заболевания матери на разных сроках беременности (тяжелые формы осложнений после гриппа, хронические заболевания, порок сердца, болезнь щитовидной железы, туберкулез, нарушение нормальной деятельности органов пищеварения и др.);

- патологии беременности (тяжелая интоксикация, резус-конфликт, эндокринные нарушения);

- использование для лечения гормональных или дающих побочные эффекты препаратов;

- злоупотребление матери алкоголем, наркотиками, противопоказанными медицинскими препаратами во время беременности;

- недоношенность ребенка;

- асфиксия плода;

- родовая травма.

Вторая группа – экзогенные факторы:

- социальная депривация (отлучение ребенка от матери, агрессивное отношение взрослых к малышу, скудность межличностностных отношений в семье, содержание ребенка в детском доме);

- несоответствие вида деятельности ребенка на определенном возрастном этапе (дефицит предметной, игровой деятельности, а также общения с взрослыми и т. д.);

- нарушенные формы отношения к ребенку в семье (гипоопека, гиперопека, смешанный тип и т. д.).

В классификации разработанной Г. Е. Сухаревой, М. С. Певзнерым, Т. А. Власовой, Е. С. Ивановой, в качестве первопричины ЗПР выступают:

- церебральная астения;

- аффективная расположенность;

- психопатоподобное расстройство.

В изучение причин задержки психического развития внесла вклад Л. О. Бадалян. Она включает в число причин задержки психического развития такие факторы как :

- педагогическая запущенность (недостаточность педагогического воздействия в целом, и особенно в периоды сензитивного развития психических функций организма);

- слабая информационная обеспеченность (ограниченность зрительных и слуховых раздражителей, недоступность ярких эмоциональных и других впечатлений).

Н. Н. Данилова указывает на острый и хронический стресс как на возможную причину ЗПР, так как он способен тормозить и деформировать развитие и протекание когнитивных процессов[5, с. 128].

Таким образом, в основу развития ЗПР заложено взаимодействие биологических (эндогенных) и социальных (экзогенных) причин. Учитывая этот факт, требуется более тщательное и своевременное взаимодействие с ребенком со стороны воспитателей, педагогов, психологов и самое главное семьи.

2. Особенности взаимодействия педагогов при работе с детьми с задержкой психического развития

Вся коррекционная работа в ДОУ подчинена нескольким целям:повышение уровня психического развития ребёнка : интеллектуального, эмоционального, социального;создание максимально комфортных условий для интеграции ребенка с задержкой психического развития в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум;обеспечение в коррекционно-образовательном процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.

В коррекционной работе решаются следующие задачи: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.

Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами дошкольного образовательного учреждения (учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, инструктор по плаванию, педагог-психолог, воспитатели) в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Все специалисты работают под руководством учителя-дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей деятельности в этих группах.

Работа учителя-дефектолога включает в себя следующие направления деятельности:

- психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;

- планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности;

- анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности;

- участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий : утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;

- осуществление связи с ПМПК;

- консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;

- участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения[6, с. 43].

Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы.

Работа учителя-логопеда в ДОУ включает в себя следующие направления:

- Диагностирование уровня импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);

- Составление индивидуальных планов развития, планов специально-организованных занятий;

- Осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации, введении в самостоятельную речь;

- Проведение подгрупповых занятий по формированию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте;

- Введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;

- Консультирование педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

- Участие в методических объединениях.

Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:

- проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;

- организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;

- применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;

- консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.

В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо. Работа педагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:

- психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;

- участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

- повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;

- консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.

На начало года педагог-психолог проводит углублённое обследование эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем-дефектологом определяется коррекционно-развивающий маршрут.

Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.

Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения.

Музыкальный руководитель:

- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

- принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

- учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;

- использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.

Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.

Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре с другими специалистами обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей. Инструктор по физической культуре:

- осуществляет укрепление здоровья детей;

- совершенствует психомоторные способности дошкольников;

- изучает двигательную сферу дошкольников с задержкой психического развития, основные движения, общую и мелкую моторику[3, с. 67].

Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.

Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, так как успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние своего ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

3. Основные направления работы воспитателя с детьми с задержкой психического развития

Чтобы добиться положительного результата при коррекционной работе, необходимо построить этот процесс в соответствии с основными периодами развития ребенка и свойственных для него достижений и особенностей.

Во-первых, коррекционная работа должна быть направлена на исправление и развитие, а также на устранение тех психических дефектов, которые начали формироваться в предыдущий возрастной период и которой являются основной особенностью для следующего возрастного периода.

Во-вторых, коррекционно-развивающая деятельность должна создавать все возможные благоприятные условия для эффективного достижения тех психических функций, которые значительно развивались в текущем возрастном периоде.

В-третьих, для достижения успешного формирования последующих предпосылок коррекционно-развивающая работа должна благополучно способствовать в следующем возрастном периоде.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна нести за собой гармонию для развития личности ребенка на данном возрастном этапе [1, с. 46].

Можно выделить важнейшие направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития дошкольного возраста:

- Оздоровительное направление. Успешное развитие ребенка зависит от его физического состояния. В этом же направлении можно поставить несколько задач – это создание нормальных жизненных условий (особенно для детей, которые живут в неблагополучных семьях, соблюдение правильного режима дня, оптимизация двигательного режима.

- Развитие сенсорной и моторной сферы. Это направление очень важно для детей, которые имеют дефекты в сенсорной сфере и нарушении опорно-двигательного аппарата. Если будет исправлено сенсорное развитие, то будет успешное формирование творческих способностей детей.

- Развитие познавательной деятельности. Это направление является широко распространенным и наиболее разработанным в практике. Потому что при системе психологического и педагогического содействия выявляются развитие всех психических процессов.

- Развитие эмоциональной сферы. Это направление помогает адекватно проявлять эмоции и чувства по отношению к другому человеку, а также понимать его состояние.

Для реабилитации и коррекции недоразвитий у детей с ЗПР, необходимо постоянное сотрудничество с взрослыми, которые смогут направлять и помогать ребенку при выполнении определенных заданий, что в результате будет способствовать поэтапному компенсированию недостатков. Однако, при неоказании своевременной психолого-педагогической, а также медицинской поддержки, отклонения могут стать необратимы, что в дальнейшем будет препятствовать социальной адаптации детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая поддержка представляет собой систему профессиональной деятельности, которая направлена на создание благоприятных социально-психологических условий необходимых для успешного воспитания, развития и обучения детей с ЗПР на определенном возрастном уровне. Сама работа с детьми с ЗПР имеет определенную последовательность и направленность на развитие и коррекцию с учетом индивидуальных особенностей.

Задачи психолого-педагогической поддержки детей с ЗПР:

- создание для детей с ЗПР благоприятного эмоционального микроклимата в семье и в образовательной среде;

- изучение индивидуальных особенностей развития детей с ЗПР в сравнении их деятельности в эмоциональном, поведенческом и учебном плане;

- оказание коррекционной поддержки;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов, которые взаимодействуют с детьми;

- систематические занятия с детьми в различных видах деятельности;

- планирование и организация индивидуальной работы с детьми с ЗПР[4, с. 95].

На этапе организации учебно-воспитательного процесса для детей с ЗПР, следует учесть несколько важных аспектов. Во-первых, в организации учебного процесса подразумевается использование или создание образовательной программы. Программа для работы с детьми с ЗПР разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК, а также в соответствии с образовательными потребностями таких детей.

Психолого-педагогическая поддержка детей с ЗПР, обуславливает уровень эффективности учебно-воспитательного процесса для развития и коррекционного воздействия. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР – фактор, обуславливающий успешное воспитание. В первую очередь, предполагается создание консилиума, который анализирует особенности конкретного ребенка с ЗПР, определяет направления в разработке индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы.

В организации и реализации образовательного и воспитательного процессов обязательно должны принимать участие педагог-психолог, логопед и дефектолог. Причем работа всех участников должна быть слаженной и четкой. Только в этом случае возможно достичь намеченных результатов в обучении и развитии ребенка с ЗПР.

Библиографический список

1. Бабкина Н. В. Формирование сферы жизненной компетенции у детей с задержкой психического развития // Воспитание школьников. – 2016. – № 7. – С. 45 – 53.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. – М. : Аркти, 2001. – 224 с.

3. Коррекционно-развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении /Сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк, А. А. Морозова, А. Б. Белицкая. – Волгоград, 2013.

4. Неретина Т. Г., Камышева О. В. Система коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ // МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ: Сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 93 – 96.

5. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : Пособие для психологов и педагогов. – М. : Владос, 2003. – 200 с.

6. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2001.

7. Шипова Л. В. Изучение эмоционального развития детей с задержкой психического развития в психологии // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции; Отв. ред. Ю. О. Бронникова, Л. В. Мясникова, Т. Г. Фирсова. – 2016. – С. 781 – 786.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Отчет работы по теме «Лето». Взаимодействие педагогов, детей и родителей в период самоизоляцииОтчет работы по теме «Лето». Взаимодействие педагогов, детей и родителей в период самоизоляции Беседа "Что такое лето"Цель:формирование обобщающее понятия "лето"Работа в рабочих тетрадях по речевому развитию и обучению грамотеСоставление.

План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников»План работы МО педагогов ДОО «Коллаборация педагогов дошкольной организации и родителей в области воспитания дошкольников» Методическое объединение педагогов МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Октябрьского района Тема: «Коллаборация педагогов дошкольной организации.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие педагогов ДОУ при организации работы с детьми с задержкой психического развития
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 06:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие педагогов ДОУ при организации работы с детьми с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Елена Колесникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД