Лучший педагог года

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» (1 фото)

Меньшикова Людмила Викторовна
Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»

Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого под влиянием двух составляющих: ориентировки воспитанника на эмоциональный смысл контакта и когнитивной ориентировки на способ действия. Первый является прообраз аффекта, второй – интеллекта ребёнка. Их единство в ситуации взаимодействия со взрослым – не только условия эффективности общения педагога и его воспитанников, но и его результат.

Публикация «Консультация для педагогов на тему „Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения“» размещена в разделах

Обобщение таких ситуаций показывает, что их можно сгруппировать следующим образом.

1 группа (14% ситуаций). Единство эмоциональной и когнитивной ориентировок, которое выражается в доброжелательных взаимоотношениях между ребенком и взрослым, наличие активных предметных действий и позитивных речевых высказываний с обеих сторон. В специально созданной игровой ситуаций действий персонажи носят активный характер, часто пересекаются, причем инициатива исходит попеременно от всех. Это связано с использований стратегий «взаимодополняющего поведения» ребенком и взрослым, возможно, со сменой ролей: взрослый берет на себя я роль ребёнка, а ребёнок - взрослого. Этот прием взрослые используют для выявления особенностей формирования личностного смысла педагогического взаимодействия для ребенка : они предлагают им «сыграть» не себя, а другого, поменяться ролями. Ребенок, проигрывая при этом роль родителя или педагога, демонстрирует свое понимание личностного смысла контакта с ним со стороны взрослого.

2 группа (24% ситуаций).Эмоциональная ориентировка на взрослого у ребёнка неустойчивая (то положительная, то отрицательная, когнитивная ориентировка соответствует стратегии «дополняющего» поведения со стороны ребенка: поощряют – радуется и старается сделать еще лучше, ругают - исправляется. Однако он не может подняться до уровня смысла личностного взаимодействия с ним, который вкладывает контакт с ним взрослый. Поэтому в игровой ситуации, которую моделирует ребёнок при просьбе сыграть с ним в то как он проводит время со взрослым, персонажи статичны, автономны друг от друга, их действия практически не пересекаются. Это может быть связанно с игнорированием ребенка, его непринятием со стороны родителей или педагогов, восприятием, как «маленького взрослого», который «пока не дорос до больших проблем». Если же он всё - таки захочет понять, что твориться в душе малыша, то можно попросить ребёнка назвать самые хорошие слова, затем самые плохие слова – и вместе обсудить ответы.

3 группа (38 %ситуаций). Эмоциональная и когнитивная ориентировки вступают в противоречия друг с другом. Первая может располагаться как в отрицательных, так и в положительных областях, вторая отличается противоречивостью, что выражается в противоречивости речевых высказываний ребенка и использований стратегий «дополнительного» конгруэнтного (соответствующий) воздействия взрослого поведения, то «защитного» поведения, когда ребёнок делал вид, что не замечает проблемности педагогической ситуации.

Взрослому тоже трудно : он не может иногда понять ни ребенка, ни своей реакции на его поведение. В этом случае можно попросить нарисовать лестницу из 5 или 7 ступенек и сверху поставить самого хорошего человека. А внизу – самого плохого, умного и глупого, доброго и злого и т. д. Пусть поставит также на лестнице маму, бабушку и воспитательницу.

Это нужно для того, чтобы правильно оценивать поведение ребё нка: так можно узнать, по каким параметрам – чаще всего однобоким- ему больнее всего сравнивать себя со сверстниками. При этом воспитатель должен позаботиться о том, чтобы сделать оценки поведения детей более разнообразными: хвалить их за внимание и старательность, за доброту и сострадание, умение работать в коллективе, за скорость и ловкость, за находчивость и изобретательность и т. д.

4 группа (23 % ситуации). Эмоциональное отношение ребёнка к взрослому в ситуации педагогического взаимодействия является неустойчивым или отрицательным – он не стремится к общению с ним, неохотно отвечает на вопросы. При воспроизведений ситуаций педагогического общения с ним в игре употребляет в адрес персонажей негативные высказывания. Более половина таких детей не могут отвечать на вопрос «кем ты станешь, когда вырастишь?» предположительно, это связано с отсутствием положительно эмоциональной идентификацией (неизвестного) с взрослым, входящий в круг общения. Обнаружение такого рода ситуаций в общении с детьми предполагает изъятия из арсенала педагогических средств фраз – эмоциональных саботажников общения: угроз, приказов, негативной критики, слов – «должников», похвалы с подвохом и т. д.

Становится понятно, как неизмеримо трудно творить такие чудеса, точнее «сотворять» их вместе с ребёнком, делая его и свою жизнь по – настоящему осмысленной.

Сложность и чудо педагогического общения состоит в том, чтобы эти ценности формировались и изменялись, реализовались как совместные смыслы педагогического взаимодействия. Как единство противоположностей, как экзистенциальные феномены (акцентируют человека в его уникальных, индивидуально-личностных свойствах, где основными для самоопределения человека выступают вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, свободе) бытия взрослого и ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Поощрение или наказание в процессе воспитания ребёнка» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для педагогов ДОУ «Зарубежные системы воспитания детей в детских садах» Детские сады в Великобритании В Великобритании садики делятся на два типа — государственные и частные. Государственные садики в Великобритании.

Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения»Консультация для педагогов и родителей «Преемственность дошкольного и школьного обучения» Тема: "Г О Т О В И М Ребёнка к Ш К О Л Е" является актуальной для педагогов так и для заботливых родителей. Рассмотрим задачи дошкольного.

Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде»Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» В большинстве случаев, особенно в детстве, очень важно находить общий язык.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Стихотворения для воспитания у детей 5–12 лет хороших манер «Сюжеты из жизни детей и взрослых» К сожалению дети, как и некоторые взрослые, сначала совершают поступки, затем расплачиваются за них и только после этого происходит процесс.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»
Опубликовано: 3 августа 2020 в 20:01
+168Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»» (включая файлы) размещена пользователем Меньшикова Людмила Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД