Папки-передвижки

Роль театрализованных представлений в группах комбинированного виды и детей с ограниченными возможностями здоровья

Ирина Шошина
Роль театрализованных представлений в группах комбинированного виды и детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема: «Роль театрализованных представлений в группах

комбинированного виды и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с задержкой психического развития, нарушениями речи, посещающие специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие всестороннего развития ребенка (развития психических процессов, речи, интеллекта, личности в целом).

Публикация «Роль театрализованных представлений в группах комбинированного виды и детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Однако неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, слабость мотивации и контроля, трудности в ориентировке в пространстве, недостаточная скоординированность движений, недостаточное развитие познавательной деятельности, нечеткая дифферинцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, трудности усвоения логико – грамматических конструкций, нарушения фонематического слуха, фонематической стороны речи, несформированность целенаправленной деятельности, незрелость эмоционально – волевой сферы, свойственные детям с ОВЗ, в различной степени влияют на их игровую деятельность.

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. Все эти факторы необходимо учитывать при организации игр для детей с ОВЗ.

В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. И, как показывают практические наблюдения, немаловажная роль в этом принадлежит театрализованным играм. При организации театрализованных игр используются различные виды театра :

-кукольный, бибабо, театр игрушек, шапочки героев, костюмы и тд.

Помимо названных игр, в работе с детьми используются:

• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");

• игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";

• постановка спектакля по произведению.

Участие в театрализованной деятельности тренирует память и образное восприятие ребенка, развивает воображение и фантазию. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется и расширяется словарь ребенка, совершенствуется звукопроизношение, интонационная сторона речи. У ребенка улучшается связная речь, ее грамматический строй.

Исходя из особенностей психического развития детей, театрализованные игры строят на материале сказок. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной, например: семья, времена года, из жизни животных, из жизни растений, труд людей и др.

При выборе игр необходимо руководствоваться рекомендациями программы коррекционно - развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической значимостью тематики для группы в целом. Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Таким образом, в театрализованных играх тесно взаимосвязаны между собой развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения, с другой стороны.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. Одна из ведущих ролей в них принадлежит взрослому (логопеду). Дети вначале являются зрителями: они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь логопеда (воспитателя) на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как говорит взрослый, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Стараются чувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Особое внимание при этом надо уделить анализу сюжета игры, разбору действий и поступков игроков, уточнению знаний о предметах, явлениях, их значении, сравнительным характеристикам героев, выявлению отличительных признаков предметов, которые «оживают» в театрализованных играх.

Постепенно творческая активность детей возрастает. Логопед (воспитатель) организует различные упражнения. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст. Дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи. В ритме стихотворной речи дошкольникам легче преодолеть трудности произношения звуко – слоговых сочетаний.

В театрализованных играх используется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство

ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят или плохо говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, наоборот, вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, необходима тренировка тонких движений пальцев рук, которая оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошим средством для развития движений пальцев является игра в «пальчиковый театр», игры с куклами би ба бо.

Кроме указанных видов театрализованных игр, при их организации можно использовать фланелеграф. Картинки иллюстрируют рассказ, сказку. Можно использовать настольный театр, театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности. У некоторых развивается творческая самостоятельность в передаче образа. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры. Логопед (воспитатель) остается активным участником игр. Своими пояснениями он направляет внимание детей на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

Учитывая все вышесказанное, а также особенности развития детей с ОНР, можно сказать, что театрализованные игры являются одним из эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В своей работе я использую театрализованною игру. Театрализованная игра стала частью занятия или режимного момента. Проводятся такие игры систематически. При выборе и распределении речевого материала учитываю индивидуальные возможности детей. Через различные виды театра развиваю у детей мелкую и общую моторику.

Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Публикации по теме:

Презентация «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» Нормативная документация Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Инструментарий психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья Данная методика необходима для того, чтобы составить общую картину развития ребёнка старшего дошкольного и младшего школьного возраста с.

Использование камешков Марблс в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием камешек Марблс. Задачи:.

Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья Подвижные игры для слабовидящих или слепых детей «Узнай фигуру» Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы.

Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровьяПедагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья Педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья О. Н. Белова город Новочебоксарск Чувашская Республика.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Роль проектной деятельности в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Андреева Евдокия Константиновна, педагог –психолг.

Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театрализованных представлений в группах комбинированного виды и детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 23 марта 2019 в 23:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД