МААМ-картинки

Песочная терапия как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Александра Михайловна Кузнецова
Песочная терапия как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

Кузнецова Александра Михайловна (учитель-дефектолог).

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад комбинированного вида «Рябинка» (ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка»).

Публикация «Песочная терапия как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников. Поэтому усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.

Учитывая все данные особенности коммуникативных и речевых способностей детей с ЗПР, современная наука предлагает множество самых разнообразных способов их развития : беседы, игры, сказкотерапия и др. Однако, хочется выделить особенности и преимущества такого направления, как песочная терапия, хотелось бы обратить внимание на её использование в качестве метода развития коммуникативных способностей и развития речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется проблеме развития коммуникативных способностей ребёнка, которые включают в себя такие составляющие, как:

• вербальные способы общения, осуществляемые посредством речи и предполагающие правильное её использование;

• невербальные способы общения, включающие мимику, пантомимику и др. ;

• акустическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность, включение в речь пауз, смеха, плача и др.);

• тактильную (прикосновения, пожатие руки, объятия);

• способность выражать свои чувства, потребности, желания, и понимать чувства других людей, эмпатия, сопереживание, умение взаимодействовать с другими детьми и пр.

Работая в детском саду учителем-дефектологом, с детьми с ЗПР, детским аутизмом, тяжелыми нарушениями речи (ТНР) обращаю внимание на сложность организации совместной деятельности с детьми. Такие дети испытывают трудности коммуникативного характера, им трудно установить контакт со сверстниками и взрослыми, так как сказывается недостаточность языковых средств. Такие пособия, как сюжетные картинки чаще всего не вызывают интереса у наших детей. Отчасти поэтому в течении занятия наблюдается низкая речевая активность. Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой психического развития, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными.

Передо мной стояла задача способствовать развитию умения детей развивать свои коммуникативные и речевые способности. Одним их таких средств я выбрала песочную терапию. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Песочная терапия, представляет собой один из видов арт-терапии, она стала довольно популярной в последнее время и зарекомендовала себя как эффективное средство в работе с детьми с ЗПР с речевыми нарушениями. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [1, 2]. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми как воспитателю, так и родителям, начиная с младшего возраста.

Выбрав песочную терапию у меня появилась возможность произвести частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу и это дало больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, коммуникации, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти. Песочная терапия помогает в работе с трудными детьми, с детьми агрессивного поведения и при адаптации детей к детскому саду.

В результате изучения научно-методической литературы и обзора информации по исследуемой теме в интернете, а также разработки игр для занятий с детьми мне удалось пополнить и конкретизировать свои знания по данной теме и использовать полученные знания в практике [1, 2, 3, 4, 5].

Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Песок – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Игры с песком использую как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе на занятиях. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет :

- стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.

Развитие речи детей в процессе работы с песком осуществляю в нескольких направлениях:

- во-первых, в процессе обогащения словаря обучающихся, который первоначально используется ими на занятиях, а затем постепенно входит в активный словарный запас;

- во-вторых, в процессе становления и развития речи как средства общения;

- в-третьих, в процессе совершенствования регулирующей функции речи, содержащей большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности детей.

Мои воспитанники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта, для профилактики и коррекции психических состояний каждого ребенка. Наш практический опыт показал, что игры с песком снимают стресс у детей, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение детей, способствуют возникновению у них положительных эмоций.

Самое главное преимущество данного метода – это его универсальность.

Во-первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к выполнению заданий. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика). В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. И конечно, речевому развитию детей.

Такая работа положительно влияет на развитие детей, с которыми я провожу коррекционную работу. Дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние и на развитие речи. Дети начинают лучше разговаривать и проявлять элементы связной речи. Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста с различными стартовыми возможностями.

Список литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. – СПб. : Речь, 2002.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : ИСПиП, 1998.

3. Зеленцова-Пешкова Н. В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб. : Детство-пресс, 2015.

4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2006.

5. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб. : Речь, 2007.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:

Публикация Песочная терапия как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Михайловна Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Песочная терапия как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 14 января 2020 в 15:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД