Получи документы

Расширение словарного запаса у старших дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений

Ремизова Мария
Расширение словарного запаса у старших дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений

1. слайд

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме Расширение словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений.

3 слайд

Публикация «Расширение словарного запаса у старших дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

Речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС). Стандарт определяет содержание образовательной деятельности «Речевое развитие» следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря;

В настоящее время продолжает оставаться актуальной, социально и педагогически значимой проблема активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обучении, количество которых достигает 20-30% дошкольников

4 слайд

Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обогащении словарного запаса детей. В работе по развитию речи дошкольников с ЗПР использование дидактических игр и упражнений оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.

5 слайд

Цель моей работы это расширение словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений.

6 слайд

Особенности словарного запаса детей с ЗПР представлены на экране.

Таким образом, обеднённость словарного запаса детей связана с ограниченностью их знаний и представлений об окружающем мире, о количественных, пространственных, временных, причинно-следственных отношениях, что определяется своеобразием познавательной деятельности и личности детей. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь

7 слайд

Свою работу я начала с обогащения предметно-развивающая речевая среды группы для детей с ЗПР, которая отвечаеттребованиям ФГОС: оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная, способная обеспечивать реализацию образовательной области «Речевое развитие» как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.

8 слайд

В настоящее время появилось много дидактических игр. Я подобрала и классифицировала их с целью развития всех сторон речи. Разработала картотеку дидактических упражнений по всем лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста.

9 слайд

Работу по развитию словаря с использованием дидактических игр и упражнений я провожу вразных видах деятельности:

- в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми, учитывая принцип интеграции и тематического построения образовательного процесса;

- в индивидуальной деятельности логопеда с ребенком, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);

- в семье (взаимодействие детей и их родителей).

10 слайд

Игры-занятия. В этих играх ведущая роль принадлежит педагогу, чтобы повысить интерес к занятию, я использовала разнообразные игровые приемы, создавала игровые ситуации, вносила элементы соревнования и т. п. Игровая деятельность сочеталась с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий я не только передаю определенные знания, формирую представления, но и учу детей играть

11 слайд

Сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка. В процессе сюжетно-ролевой игры дети очень любят перевоплощаться в продавцов, докторов, почтальонов и т. д. В ходе такой игровой деятельности у детей я развиваю диалогическую и монологическую речь. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы я активизирую бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональную лексику; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

12 слайд

Важной предпосылкой для развития связной речи является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в который у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении. На мой взгляд такие ситуации можно моделировать в театральной игре. В ходе таких игр я учу детей договариваться о распределении ролей, дети запоминают и воспроизводят тексты инсценировок (обогащается пассивный и активный словарь).

13 слайд

В своей работе по коррекции словаря детей с задержкой психического развития активно использую различные пальчиковые игры. Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.

14 слайд

При организации дидактических игр я строго учитываю следующие моменты:

• При закреплении любой лексической темы в начале использую игры, не предъявляющие к собственной речи детей сложных требований. Ответ одним словом, повторение хором за взрослым, ответ действием доступен любому ребенку.

• Любую игру провожу 5 – 10 минут, не более.

• Игры провожу в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку.

• В игре добиваюсь активного участия всех детей, при этом по возможности максимально использую пальчиковую и артикуляционную гимнастики.

• В игре развиваю у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощряю детскую инициативу.

• В процессе игры я принимаю непосредственное участие (степень моего участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры : по ходу игры вношу необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряю всех детей, отмечаю наиболее успешных и обещаю в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

Дидактические игры стараюсь проводить не только на занятиях, но и в других режимных моментах

15 слайд

Совместно с воспитателями группы было разработано дидактическое пособие Затейница матрёшка. В данном пособии собрано несколько игровых упражнений. В этих играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями. Дети упражняются в их согласовании друг с другом, а также работают над подбором синонимов и антонимов. Данное пособие предназначено для самостоятельной детской деятельности и со-деятельности со взрослым, для индивидуальных и подгрупповых занятий.

16 слайд

Для того чтобы работа по коррекции словаря у детей с ЗПР проходила более эффективно и давала в более короткие сроки положительный результат, я привлекала к участию в коррекционном процессе родителей. Особое значение родителей в развитии словарного запаса детей заключается в том, что, используя предложенный нами материал, они получают возможность закрепить с ребенком полученные на занятиях речевые умения и навыки по средствам речевого общения. В качестве «домашних заданий» предлагаются дидактические игры, способствующие уточнению, расширению и формированию словаря у детей ЗПР.

17 слайд

Моя работа по обогащению словарного запаса не закончена, продолжается, но уже сейчас, я могу отметить следующее, что у детей группы пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, они смелее стали отвечать на вопросы и делиться информацией со взрослыми и сверстниками, диалоги между детьми стали более длительным, они научились выражать свои мысли,занятия стали эмоциональными, действенными, обогатился коммуникативный опыт дошкольников с ЗПР через дидактические игры и упражнения

Публикации по теме:

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Физическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухеФизическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухе Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Вырастить.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:

Публикация Расширение словарного запаса у старших дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ремизова Мария на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Расширение словарного запаса у старших дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 20:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД