Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность»

Людмила Седова
Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4 городского округа Вичуга.

Тема: «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста

посредством вовлечения в игровую деятельность»

Выступление воспитателя МБДОУ д/с №4

Седовой Л. В.

Экологическое воспитание является очень актуальным в наше время. Оно имеет огромный простор для детской деятельности (наблюдения, игра, труд, элементарная поисковая деятельность). А значит, его можно и нужно использовать для развития познавательного интереса.

Публикация «Опыт работы „Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность“» размещена в разделах

Работая по данной теме перед собой поставили следующую цель: развивать познавательный интерес через формирование у детей первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира.

Определили задачи:

- содействовать появлению интереса у детей к объектам природы

- формировать доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость от общения с ними

- создать условия для организации экологического воспитания детей раннего возраста

- вовлекать родителей в образовательный процесс по данному направлению

Свою работу по развитию познавательного интереса в экологическом воспитании мы начали с разработки перспективного плана. В календарно – тематическом плане нашего ДОУ для детей раннего возраста содержится 11

тем, отражающие аспекты экологического воспитания:

1.«Осень в гости к нам пришла»

2.«Подарки осени»

3.«Кто живет у меня дома»

4.«Мой дом»

5.«Здравствуй, гостья зима»

6.«Лесные друзья»

7.«Жизнь под снегом»

8.«Конец зимы»

9.«К нам весна шагает»

10.«Чья мама?»

11.«Радуются солнышку птицы и насекомые»

Поэтому перспективный план составляли на основе календарно – тематического планирования, где постарались охватить все виды детской деятельности. Согласно ФГОС ДО всю работу с детьми мы проводим по принципу интеграции образовательных областей, что позволяет нам формировать у детей более полные представления об окружающем мире.

Для активизации познавательного интереса при ознакомлении с живой и неживой природой используем такие формы работы с детьми:

Непрерывная образовательная деятельность.

Знания дети получают не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Поэтому мы целенаправленно и постоянно ведём эту работу, помогая детям накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность. Предлагаем посмотреть видеосюжет непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию.

Наблюдение

Поскольку у детей в этом возрасте преобладает наглядно – действенное мышление, то основное место отводится наглядным методам: наблюдения, рассматривание иллюстративного материала, просмотр познавательных

фильмов и презентаций.

Игры.

Мы играем в такие подвижные игры как «Курочка и цыплята», «Солнышко и дождик»; дидактические игры «Кто что ест», «Кто где живет».

Элементарная поисковая деятельность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы стараемся использовать как можно больше отдельные поисковые действия. Они строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В элементарной поисковой деятельности развиваются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). Такая деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Беседы.

Чтение художественной литературы.

В раннем возрасте художественные произведения мы стараемся рассказывать наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно – наглядного материала, так лучше следить за восприятие детей, в случае ослабления внимания привлекаем малыша вопросом по содержанию, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации.

Прогулки.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим с изменениями природы по сезонам (погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей в природе). На прогулках организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья). Для таких игр на участке имеем следующее оборудование (песочницы, совочки, формочки, печатки). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, глины, снега, льда, воды. Они любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Что, где растет», «Узнай и назови», «Загадки о животных» (на узнавание животных по звукам, следам).

Экологические праздники и развлечения.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Их роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мы стараемся вызвать у детей переживание, сочувствие, желание помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

В этом году у нас прошел физкультурно-экологический досуг «В гости к солнышку». Развлечения «Осень золотая в гости к нам пришла и дары природы детям принесла», «Путешествие в лес». В своей работе мы дозировано используем мультимедийные презентации. Например, такие как: «На бабушкином дворе», «Овощи и фрукты», «Кто живет в лесу», «Времена года».

Для повышения познавательной активности в процессе ознакомления с природой мы своей главной задачей считаем – создание развивающие предметно-пространственной среды соответствующей возрасту и задачам:

Структура РППС:

• Центр природы и экспериментирования в групповом помещении

• Цветники на территории ДОУ

• Огород на подоконнике

• Участок

Элементы РППС:

• Календарь природы

• Кукла, одетая по сезону

• Наглядно – иллюстрированный материал (темы: «овощи», «фрукты», «домашние и дикие животные», «птицы», «насекомые», «времена года»)

• Оборудование для элементарной поисковой деятельности

• Детская художественная литература

• Коллекции природного материала, разных круп

• Муляжи овощей, фруктов, диких, домашних животных, насекомых

• Дидактические игры экологического содержания

• Комнатные растения

• Макет «В гостях у бабушки»

• Дидактическое пособие «Экологическое дерево»

Так как развивающая предметно- пространственная среда является важнейшим условием экологического воспитания, мы создали многофункциональное дидактическое пособие «Экологическое дерево», которое хотим вам сейчас продемонстрировать.

Оно решает следующие задачи:

- способствовать формированию наблюдать за сезонными изменениями в природе и применять знания в игровой деятельности

- Формировать представление детей о чередовании времен года

- Расширять и обогащать словарный запас

- Расширять представление о животных, насекомых, птицах и растительном мире

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Презентация дидактического пособия.

Дидактическое многофункциональное пособие

«Экологическое дерево»

Предлагаем вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие «Экологическое дерево», которое мы изготовили для своих малышей. Это пособие для дидактических игр по изучению времен года.

Цель пособия:

• учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;

• формировать представление детей о чередовании времен года;

• расширять и обогащать словарный запас;

• расширять представление о животных, насекомых, птицах;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Идея появилась при оформлении центра природы. Вначале было изготовлено маленькое дерево, немного пофантазировав, решили изготовить более многофункциональное пособие, которое вмещало бы в себя большее количество дидактических игр. И вот получилось такое яркое и интересное пособие, которое очень нравиться детям.

Данное пособие изготовлено из картона, обклеено белыми салфетками, раскрашено гуашевыми красками в зависимости от времени года.

А дальше фантазия!

Старались каждое время года оформить красочно и эстетично.

Такое дерево – пособие способствует эффективному формированию представлений о временах года у детей.

- зимой на дереве можно увидеть снежинки и снегиря, кормушку с зернышками; медведь впадает в спячку, заяц меняет окрас, под деревом лежит снежный сугроб. Так же здесь можно отображать темы по календарно тематическому планированию, например «Зимние забавы».

- весной дерево нежно – зеленого цвета и на нем распускаются цветочки, прилетают в скворечник скворцы, появляются насекомые, на молодой травке распускаются первоцветы. Воспитывая любовь и бережное отношение к природе, можно поиграть в такую игру, как «Посади елочку».

Елочки приклеены к прищепкам.

- летом дерево покрыто зеленой листвой, на месте весеннего цвета краснеют наливные яблочки, летают бабочки, ползают божьи коровки, в гнездах появляются птенцы, светит солнышко. Играем в такие игры «Посади пчелку на цветок», «Помоги зверям собрать урожай».

- осенью фон становиться желто - оранжевым и на дереве появляются разноцветные листочки, поспели фрукты, ягоды, овощи. С детьми играем в игру «Что где растет».

Дерево можно использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Сюжетный макет привлекает детей яркостью, мобильностью, с ним можно играть как на столе, так и на коврике, многофункциональностью, простотой в использовании.

Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя:

- ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;

- расширение и обогащение словаря детей: названия птиц, ягод, цветов, насекомых, животных;

- ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; под - над;

- формирование элементарных математических представлений: различение понятий много, мало, один; большой, маленький.

Игра может обновляться новыми деталями: фигурками животных, (например, медведь и ёж-закрепление животных, которые впадают в спячку, заяц и белка - меняют окрас и т. д., фигурками птиц, а так же сезонными атрибутами в использовании дидактических игр.

В работе с макетом можно использовать методические приемы: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, насекомых, птицах, деревьях. Можно использовать в качестве наблюдения за погодой.

Чтобы наше пособие было как можно более многофункциональным придумали экологическую дорожку. Дорожка прикладывается к дереву и присоединяется контактной лентой. Внутри данной дорожки вложены авторские подвижные игры, к каждой авторской подвижной игре сделаны атрибуты, в виде медалек. На каждое время года составлены рассказы. Есть отдельные карманы, для сделанных дидактических игр к данному пособию и дидактических игр по календарно - тематическому планированию. Также здесь лежат самодельные удочки, о которых расскажу позже.

А чтобы дети смогли играть с этим пособием на нее прикладываются полотна в соответствии с цветом времени года.

Вот, например, осенью решили сшить полотно желтого цвета, на котором находятся и карман, и контактная лента. Здесь мы можем поиграть в такую игру, как «Подарки осени». В зависимости, от цели которую ставим перед собой, мы и наполняем данный карман муляжами (фрукты, овощи, природные материалы, фрукты и овощи вместе). Играем в такие игры как «Угости зайчика морковкой» (большому зайчику большую морковку; маленькому зайчику маленькую морковку); «Найди такой же листочек»; «Найди маму».

В зимние месяцы играем в такие игры «Что лежит под снегом». Мы можем познакомить детей со мхом, сухой травой, шишками, камнями. Играем с малышами в игру «Покорми животных зимой». Сначала беседуем на тему, того, что животным трудно зимой, голодно, им надо помогать. Предлагаем ребенку посмотреть, что лежит в красном кармашке, затем ребенок решает, кто из животных любит это кушать. В этой игре закрепляем и названия животных, и кто что ест, развиваем доброжелательное отношение к животным и при этом развиваем сенсорные эталоны. У нас есть еще игра «Подбери такую же снежинку» (игра на усложнение: найди маленькие снежинки, большие снежинки, найди пару, много-мало). Аналогично можно поиграть в игру «Найди такую же птичку».

Для лета связали зеленую полянку. На ней можно поиграть в игры «Укрась полянку», «Кто спрятался в траве». У детей в данной игре развивается внимание, усидчивость, потому что на такой яркой полянке надо найти всех насекомых, которые там находятся. С помощью этой игры мы знакомим детей с насекомыми, а затем закрепляем эти знания в игре «Кто спрятался под камушком». Играем в игру «Посади бабочку на цветок, закрепляем при этом сенсорные эталоны и прививаем любовь к живой природе.

Весной тает снег и поэтому мы сделали полотно синим цветом, символизирующим реку. Играем в игру «Кто живет в воде». Знакомим детей с обитателями водной фауны. Ребята сами ручками залезают в понравившийся им кармашек и ищут, кто там спрятался. На первых занятиях мы им рассказываем, знакомим с водными обитателями. Играем в игру «Подбери пару льдинке». Ну и конечно же играем в игру «Собери мусор». Помогаем природе, делаем ее чище. Вот у нас появляется очень много мусора. Задаем детям вопрос, хорошо ли, что так много мусора. Нет… А для этого у нас есть специальные удочки, с помощью которых мы достаем его. В дальнейшем работа с данным пособием будет продолжена, будем создавать и наполнять его новыми дидактическими играми по временам года.

Развитие познавательного интереса через экологическое воспитание у детей будет более эффективным, когда родители обладают экологической культурой. В работе с родителями мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. С помощью родителей постоянно обновляется и пополняется развивающая предметно – пространственная среда в группе и на участке. Родители участвуют в конкурсах «Берегите природу», в экологических акциях «Покорми птиц!». Систематически проводим с родителями индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, привлекаем к созданию тематических альбомов «Дикие животные», «Животные на ферме», «Насекомые». В группе постоянно организовывается выставка семейного творчества «Осенние фантазии», «Чудеса природы», «Поделки из овощей и фруктов». Фотовыставки «Осенний кадр», «Как мы отдыхаем на природе». Прошли такие мероприятия как круглый стол «Играя познаем природу», подготовили подборку художественной литературы, консультаций, буклетов, памяток. С помощью родителей создали самодельную книгу «Мой маленький друг». Увлеченные данной темой родители продолжили участие в совместной работе и предоставили материал в форме рассказов из своего личного опыта по защите и бережному отношению к природе. Собранный материал оформили в папку передвижку «Добрые дела в природе».

Мы считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начальные представления об экологической культуре

- созданы условия для организации экологического воспитания детей раннего возраста

- большинство родителей активно участвуют в образовательном процессе

На мой взгляд, правильно организованное экологическое воспитание даёт возможность удовлетворять потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребёнка. Поэтому мы будем и дальше продолжать работать по данной теме.

Закончить свое выступление хочу следующими стихами

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Публикации по теме:

Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Ребенок не может развиваться, не зная смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих.

Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности 1 «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности» 2 Исследовательская деятельность.

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством ознакомления с природой Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Развитие познавательных интересов и потребностей детей с ОВЗ через проектную деятельность .

Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста в образовательной системе Марии Монтессори Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме – формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста. Так как.

Методы выявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста Методика изучения и формирования познавательных интересов – вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для.

Педагогический опыт «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» 2. Технологический раздел 1. Актуальность опыта На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор.

Опыт работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры» Аннотация В данном опыте представлена система работы педагога Подлужной Марины Владимировны по использованию дидактических игр в сенсорном.

Формирование познавательных интересов дошкольников посредством приобщения к театральному искусству 1 слайд Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность»
Опубликовано: 13 октября 2018 в 09:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД