Получи документы

Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

анна саенко
Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Ребенок не может развиваться, не зная смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих жизненных потребностей необходимо, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Многие ученые (Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, А. Г. Щедрина и др.). Главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует отметить, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе игровой деятельности в совместной с физической деятельностью, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Публикация «Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, для развития, как интеллектуальных способностей, так и практических навыков и умений. Однако следует подчеркнуть, что формирование у дошкольников знаний и умений должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Только тогда программа, созданная взрослыми, станет для ребенка «его собственной» (Л. С. Выготский). Такой деятельностью являются игровая, совместная с физкультурной, направленные на формирование ценностного отношения детей к здоровью, а в области физического воспитания. На первый план выходит такой тип занятия, как физкультурно-познавательный.

Таким образом, в своей работе, мы используем перспективное планирование системы физкультурно-познавательных занятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью состоящее из трех серий:

Серия «Я – целый мир». Цель: развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.

Серия «Я и мир вокруг». Цель: формирование представлений об окружающей среде, ее влиянии на организм человека

Серия «Я в мире спорта». Цель: знакомство с историей развития спорта, видами спорта, приобщение к традициям большого спорта, выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности.

В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью мы используем комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности : теннис, баскетбол, лапта, хоккей, ручной мяч, ходьба на лыжах, ритмические упражнения.

К специфическим средствам можно отнести авторские игры, игровые задания, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма; игры-путешествия, игровой самомассаж, игропластика, логоритмика, пальчиковая гимнастика, креативная гимнастика (включает нестандартные упражнения, задания и игры, направленные на развитие творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения, релаксационные упражнения, спонтанные танцы.

Основой методики проведения таких занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединены одним игровым сюжетом. Так, как именно в игре формируются эмоциональные переживания. Играя связующую роль между потребностью и поведением, эмоции побуждают ребенка к определенной деятельности, определяют этапы ее протекания.

Содержание физкультурно – познавательных занятий

Серия «Я – целый мир»

Цель: развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма, формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям.

Срок Старшая группа

(5-6 лет) Подготовительная группа

(6-7 лет)

Тема, цель занятия Тема, цель занятия

1. 2. 3.

сентябрь «Настроение»

Развитие эмоциональной сферы, умения разбираться в эмоциональных состояниях «Человек»

Закрепить знания о том, кто такой человек. Закрепить знания об отличии живого и неживого. Познакомить с расовым и национальным отличием людей.

октябрь «Мы разные»

Закрепить знания об общих признаках отличия людей друг от друга: возраст, пол, профессия «Путешествие пирожка»

Закрепить знания о значении пищи в жизни человека. Формировать понятие «правильное питание»

ноябрь «Человек»

Дать представления о внутренних и наружных органах человека. Сформировать понятие об отличии живого и неживого (рост, питание, дыхание, размножение) Путешествие с принцем Кислородом»

Закрепить знания о системе дыхания у человека. Закрепить знания об охране органов дыхания.

декабрь «Полезные и вредные привычки»

Дать представления о полезных и вредных привычках для здоровья, основы профилактики заболеваний дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата

«Кровеносная система»

Дать знания о назначении сердца, о тренировке сердца. О роли спорта и физкультуры в тренировке сердечной мышцы.

1. 2. 3.

январь «Глазоград»

Дать представление о функциях и свойствах глаза. Познакомить со строением глаза. Разучить игровые упражнения с использованием методики В. Ф. Базарного. «Опора и двигатели нашего организма»

Дать знания о назначении мышц и скелета. Дать представления о тренировке мышц, о роли спорта и физкультуры в тренировке опорно-двигательного аппарата и формировании мышц

февраль «Слух и равновесие»

Познакомить со строением и функциями уха, правилами ухода. «Мозг»

Дать знания о назначении мозга и его роли в жизни человека. Дать представления о роли органов чувств в работе мозга. Познакомить со способами развития мозга.

март «Зубоград»

Закрепить знания о назначении зубов у человека, правила ухода. Закрепить знания о питании, о полезной и вредной пище. Ознакомить с ролью органов рта в формировании речи.

«Приключения в королевстве микробов»

Дать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат, знания о том, что микроорганизмы бывают вредными и полезными, познакомиться с простейшими способами борьбы с болезнетворными бактериями

апрель «Кожа, волосы, ногти»

Закрепить знания о возможности и назначении кожи у человека и животных, правилах ухода и личной гигиены «Сон»

Закрепить знания о необходимости сна, о правилах подготовки к дневному и ночному сну.

май «Айболит»

Закрепить знания об охране своего организма от травм, простуд. Познакомить с правилами поведения во время болезни. «Будь здоров

Закрепить знания о возможных опасностях среди предметов быта, растений, грибов, животных, насекомых. Дать знания о приемах оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.

Серия «Я в мире спорта»

Цель: знакомство с историей развития спорта, видами спорта, приобщение к традициям большого спорта, выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности.

Срок Старшая и подготовительная группы

Тема, цель занятия

сентябрь «Первобытные люди»

Выяснить с детьми, какое главное отличие человека от животных, какие первоначальные спортивные навыки имелись у первобытного человека; развивать мелкую моторику пальцев, помочь вспомнить культурно-гигиенические требования, которые необходимо выполнять для того, чтобы жизнь была здоровой и долгой, учить предвидеть последствия лени и нечистоплотности

октябрь «В гости к эллинам»

Познакомить детей с зарождением Олимпийского движения, первых видах спорта: метание копья, диска, борьба, прыжки в длину, бег, езда на колесницах

ноябрь «Первые Олимпийские игры»

Познакомить детей с правилами, клятвой Олимпийских игр, сравнить виды спорта, входившие в программу Олимпийских игр с «Веселыми стартами», которые проводятся в детском саду, совершенствовать в соревновательной форме выполнение основных видов движений

декабрь «Кольца дружбы и другие символы Олимпийских игр»

Продолжить знакомить детей с идеалами Олимпийского движения, познакомить с континентами Земного шара и их древними обитателями, подарившими миру любимые всеми игры, с символикой Олимпийских игр.

январь «Виды спорта»

Познакомить с видами спорта, входящими в программы Олимпийских игр.

февраль «Зимняя олимпиада»

Познакомить детей с видами спорта, входящими в программу «Зимней олимпиады», лыжные гонки, биатлон, бобслей, фигурное катание

март «Спортивные игры»

Познакомить детей со спортивными играми со строгими правилами: футбол, волейбол, теннис, баскетбол

апрель Экскурсия в школу (спортивный, тренажерный зал, стадион)

Познакомить детей с оборудованием, спортивными помещениями для занятий спортом. Способствовать формированию стремления детей заниматься спортом, потребности в ежедневных физических упражнениях

май «Летние виды спорта»

Познакомить детей с программой Летней олимпиады, входящими в нее видами спорта и спортивными играми. Дать понятие «туризм». Способствовать формированию у ребенка потребности в движении, появлению интереса к занятиям каким-либо видом спорта.

Серия «Я и мир вокруг»

Цель: формирование представлений об окружающей среде, ее влиянии на организм человека

Срок Старшая группа

(5-6 лет) Подготовительная группа

(6-7 лет)

Тема, цель занятия Тема, цель занятия

1. 2. 3.

сентябрь «Во саду ли, в огороде»

Учить детей строить хронологические после-довательности (рост и развитие растения, процесс создания продукта). Знакомство с пользой витаминов, необходимость обработки фруктов и овощей. «Воспоминания о лете»

Закрепить представления о лете, повторить летние игры. Польза летних каникул, закаливание, плавание, солнечные ванны. Правила безопасного поведения.

октябрь «Знаки вокруг нас»

Дать понятие «знак», «символ». Роль знаков в жизни людей. Дорожные знаки. Закрепить правила безопасного поведения на улице. «Встреча с дедушкой Ау»

Дать представление о тесной взаимосвязи изменений в неживой и живой природе. Сезонные изменения. Правила поведения и безопасности в лесу, в природе.

ноябрь «Огонек»

Углубить и систематизировать знание о причинах пожара. Формировать представления детей о пожароопасных предметах. Познакомить с правилами безопасного поведения с огнем, правилами оказания элементарной помощи при ожогах. «История одного изобретения. Морская азбука»

Дать детям представление о семафорной азбуке, азбуке Морзе. Расширять представления детей о возможностях человеческого организма. Повышать уровень произвольности движений. Познакомить с правилами безопасного поведения на воде.

декабрь «Путешествие с капелькой»

Дать представления о разных видах водоемов, круговороте воды в природе. Признаки и отличия водоемов. Закрепить знания детей о необходимости беречь воду, экономного ее использования, значении воды для жизни и здоровья человека.

«В мире животных»

Дать представления о некоторых животных, их удивительных способностях. Показать роль взаимоотношений со средой обитания (на примере отдельных представителей животного мира). Закрепить правила безопасного общения с животными.

1. 2. 3.

январь «Правила дорожного движения»

Дать представления о правилах дорожного движения, правилах безопасного поведения в транспорте, на улице. «Кругосветное путешествие»

Дать представления о роли путешествий в познании людьми мира, новых открытий. Учить ориентироваться на карте мира и глобусе, показывать свою страну, город. Познакомить с названиями материков, нескольких стран, правилами безопасного поведения в транспорте

февраль «Я и другие люди»

Дать представление о кругах общения: близкие люди, знакомые, чужие. Правила поведения с незнакомыми людьми. Способы выхода из конфликтных ситуаций. «Наши возможности»

Дать представления о понятиях: правило как общая договоренность; возможность изменения правил; правила в разных сферах жизни: правила дорожного движения, безопасности, эксплуатации; закон. Учить прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя, для других.

март «Весна идет»

Дать представление о сезонных изменениях в природе. Необходимости профилактики простудных и вирусных заболеваний. Сезонная одежда. Правила безопасности на льду. «Мой дом»

Познакомить детей с историей жилища людей разных времен. Жилище современных людей. Правила безопасности в доме, поведение в экстремальных ситуациях в быту. Знания об основных предметах, опасных для жизни и здоровья

апрель «Космическое путешествие»

Дать представление о строении Солнечной системы, дать понятие «звезда», «комета», «метеорит», «созвездие». Знакомство с первыми космонавтами. Подготовка космонавта, как пример работы над своим организмом, здоровьем. «Наша Родина – Россия»

Закрепление названий нашей планеты, страны, знаний о флаге и гербе России, гимна. Учить находить ее на глобусе и политической карте мира. Сохранение своего здоровья – долг каждого гражданина.

май Экскурсия-поход «День дерева»

Дать представления о взаимосвязи живой и неживой природы. Закрепить знания детей пород деревьев, их отличительных особенностей. Правила поведения и безопасности в лесу, в природе «Удивительные насекомые»

Закрепить знания детей о насекомых, их отличительных особенностях. Познакомить с правилами поведения и безопасности при наблюдении за насекомыми.

Публикации по теме:

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о ВОВФормирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о ВОВ Практико-значимый проект Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Статья «Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность». Хрищатая Н. А., воспитатель.

Консультация для воспитателей «Организация работы по воспитанию у детей сознательного отношения к своему здоровью» Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «Ромашка» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Храмова Марина.

План самообразования «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» План мероприятий с детьми. Сентябрь 1. Подготовка материала для изучения экологической культуры. 2. Дидактические игры на осеннюю тематику:.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками» Проект: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками. Место проведения: первая.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Влияние фольклора на формирование ценностного отношения к здоровью в семье «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,.

Здоровое питание как условие развития у детей основ ценностного отношения к своему здоровью ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ Либер Марина Сергеевна Россия, г. Н. Новгород.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем анна саенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Опубликовано: 24 августа 2018 в 20:57
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД