Лучший педагог года

Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности

Руслана Громова
Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности

1 «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности»

2 Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками.

Публикация «Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важные черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления о мире.

Самое лучшее открытие –

то, которое ребёнок делает сам.

философ Ральф У. Эмерсон,

фото исследователи

3 В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

ФГОС ДО

Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является ребенок, который проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близкох и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, эксперементировать.

ФГОС ДО

Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является ребенок, который проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близкох и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, эксперементировать.

4 Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира, Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект.

5 Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. «Это всякий испытал на себе. Кому не приходило в голову в детстве, отчего дождь идет, отчего трава растет, отчего иногда месяц бывает полный, а иногда видна одна закраинка его, отчего рыба в воде может жить, а кошка не может?.»

Корней Чуковский «от 2 до 5»

6 Перед собой я поставила следующую цель:

создание условий для развития познавательного интереса у детей среднего возраста, используя опытно-исследовательскую деятельность при ознакомлении с окружающим миром.

7 Перед собой я поставила следующие задачи:

1- Создать условия для удовлетворения любознательности детей, их стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации; обеспечивать безопасность детей в ходе экспериментальной деятельности.

2- Способствовать развитию наблюдательности детей - необходимого условия исследовательской деятельности. Поощрять самостоятельные наблюдения ребенка, умение подмечать в предмете новые стороны и специфические особенности, не просто фиксировать объект, а формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношения с другими объектами и среде обитания.

3- Поддерживать самостоятельный поиск проблемы и выдвижение гипотезы, а также поиски пути решения проблемы в ходе исследования, способствовать развитию мыслительных способностей (анализ, сравнение, обобщение, классификация) Задачи:

1- Создать условия для удовлетворения любознательности детей;

2- Способствовать развитию наблюдательности детей - необходимого условия исследовательской деятельности;

3- Поддерживать самостоятельный поиск проблемы и выдвижение гипотезы, а также поиски пути решения проблемы в ходе исследования, способствовать развитию мыслительных способностей.

8 Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что у них наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Объединяя игру с экспериментированием, получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным. Самое главное – заинтересовать каждого ребёнка, пробудить его творческую активность.

Дети очень любят экспериментировать. Объединяя игру с экспериментированием, получаем возможность сделать процесс обучения наиболее интересным.

(Фото)

9 Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словестном рассказе об увиденном. Общаясь в процессе деятельности, у детей развивается диалогическая речь, умение четко выразить свою мысль, они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признать правду товарища. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда идет непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности пробуждает к творческой активности детей. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы.

10 Опытно - исследовательская деятельность как основная может интегрироваться с другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

- чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;

Опытно - исследовательская деятельность как основная может интегрироваться с другими видами деятельности :

- чтение небольшого художественного произведения

11 - познавательно - исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);

Ведь чем глубже ребенок изучает объект в процессе ознакомления в природе, тем точнее он передаст его детали во время изображения. продуктивная деятельность, такая как рисование, аппликация, конструирование, лепка

12 - познавательно - исследовательская деятельность, затем сюжетная игра. сюжетная игра.

13 - Экспериментирование в лаборатории так же стараемся связывать с наблюдением на прогулке. наблюдением на прогулке

14 Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». «Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

15 Для того чтобы у ребенка возникло желание что-либо познавать, необходимо создавать в группе определенную предметно-развивающую среду.

Поэтому в группе была оборудована мини-лаборатория, в которой находятся материалы для ознакомления с их свойствами, различное оборудование и приборы для проведения исследований. (фото)

Основное оборудование лаборатории:

• приборы – «помощники» : лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма ;

природный материал: камешки, песок, ракушки, птичьи перья, кора и листья деревьев, и т. д. ;

утилизированный материал: меха, ткани, пробки;

красители: гуашь, акварельные краски;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, греча, резиновые перчатки, тарелки, ложки, фасоль.

Дополнительное оборудование:, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, стаканчики разных объемов и др.

Для того чтобы у ребенка возникло желание что-либо познавать, необходимо создавать в группе определенную предметно-развивающую среду.

16 Из всего изложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности. Таким образом – экспериментирование, как специально организационная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира и развитие его интеллектуальных способностей

17 Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством ознакомления с природой Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Развитие познавательных интересов и потребностей детей с ОВЗ через проектную деятельность .

Использование магнитного конструктора в развитии познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста в условиях ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных.

Методы выявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста Методика изучения и формирования познавательных интересов – вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для.

Проект «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Актуальность темы Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей В настоящее время всё чаще игровую.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Образование и развитие личности.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности "Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность в ДОУ" Воспитатели.

Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Формирование познавательных интересов дошкольников посредством приобщения к театральному искусству 1 слайд Развитие познавательной деятельности, умственной работоспособности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных интересов детей среднего возраста посредством опытно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 1 августа 2018 в 22:17
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД