Кристина Романенко
Об опыте использования инновационных технологий в профессиональной деятельности
Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых. Передо мной, как перед педагогом стоит задача помочь малышу адаптироваться в социуме дошкольного образовательного учреждения, применяя в процессе воспитания и образования современные инновационные технологии. Я выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов.
английский философ Фрэнсис Бэкон
"Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед"
Публикация «Об опыте использования инновационных технологий в профессиональной деятельности» размещена в разделах
В своей практической деятельности применяю следующие технологии :
• личностно-ориентированные;
• здоровьесберегающие;
• игровые технологии;
• технологии проблемного обучения
• информационно-коммуникационные;
• технологии проектной и исследовательской деятельности;
Во время осуществления педагогического процесса я учитываю возрастные физические и нервно-психические особенности своих воспитанников, индивидуальность характера и образовательный потенциал каждого, применяю личностно-ориентированный подход, основа которого - неповторимость личности ребенка.
Использование новых методов и приемов физического воспитания и оздоровления детей играет большую роль в период адаптации детей к условиям ДОУ. Здоровьесбережение облегчает привыкание к новой среде, позволяет укреплять иммунную систему малышей, что важно для дальнейшего полноценного психического и физического развития воспитанников.
В своей практической работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии :
- пальчиковую гимнастику (развитие моторики рук);
- упражнения для развития дыхания (метод закаливания);
- динамические паузы;
- утреннюю гимнастику.
Я убедилась, что эти технологии дают устойчивый долговременный результат, обусловленный систематичностью их применения.
Большую помощь в организации образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Применяя игровые упражнения обеспечиваю заинтересованность малышей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи. Мне нравится, что игра всегда требует умственной и физической активности детей. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время ООД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.
В практической деятельности я использую следующие игровые технологии :
- игровые ситуации (во время ООД и в режимные моменты);
- сюрпризные моменты (во время ООД и в режимные моменты);
- знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);
- элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время ООД.
Я убедилась, что игровые технологии хорошо сочетаются с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Поскольку образовательный уровень моих воспитанников еще не высок (в силу возраста, использую в работе отдельные элементы ТРИЗ: - решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме).
Это помогает активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивации для творческого решения задач (пока совместно с воспитателем, развивает мыслительную деятельность, помогает малышам овладевать образной речью, учит правильному построению предложений.
В современном мире воспитание и образование наших детей становится невозможным без использования информационно-коммуникационных технологий. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) восприятия. В непосредственной образовательной деятельности для лучшего усвоения и закрепления предлагаемого воспитанникам учебного материала я использую :
- прослушивание детских дисков (песни, релаксационная музыка, звуки природы);
- просмотр мультфильмов (обучающих и развлекательных)
- просмотр презентаций.
Так, для младших дошкольников на занятии «Мои любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных, на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему. В этой технологии меня привлекает достаточно легкое преподнесение наглядного материала, быстрота запоминания детьми необходимой информации.
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. С ребятами младшего дошкольного возраста, использую познавательные проекты («Домашние животные», «Что такое Новый год?»).
Используя в работе вышеперечисленные технологии, я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное их применение, а также их интеграция как в ООД, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.