МААМ-картинки

Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики

Наталья Власова
Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики

В современном обществе все чаще звучит термин «инклюзивное образование». В основе его лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Оно направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности, повысив эффективность обучения и воспитания.

Публикация «Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики» размещена в разделах

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, реализующему сопровождение детей в инклюзивном образовательном пространстве, Это касается всех направлений деятельности: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий.

Целью моей работы в МАДОУ детский сад №25 «Матрешка». является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала детей с особыми образовательными потребностями. Я работаю в логопедической группе с детьми, имеющими диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность. Работая над формирование кинестетических ощущений и тонкой моторики пальцев рук у детей ОНР, можно добиться определённых результатов.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. По моим наблюдениям у детей улучшается состояние артикуляционной моторики, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей.

Развитие мелкой моторики происходит на протяжении всего дошкольного возраста ребенка. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

«Игры с карандашами». Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Ребенок должен намотать верёвочку на карандаш при этом карандаш не крутится, а веревочка наматывается, в процессе наматывания верёвки автоматизируется поставленные звуки в речи.

«Игры со счетными палочками»

Помимо выкладывания фигур из счётных палочек можно выкладывать буквы и слоги, поднимать ее со стола большим пальцем и мизинцем.

«Игры с прищепками»

Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой пассивно-активной гимнастикой.

«Сухой пальчиковый бассейн».

Проведение пальчиковой гимнастики в таком бассейне способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

Использование такого тренажера позволяет максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

«Игры с бусинами».

В работе по развитию звуко-слогового анализа использую веревку с бусинами. Ребенок нанизывает столько бусин, сколько слогов в слове.

«Колючий коврик».

С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать данный тренажер на логопедических занятиях.

«Су-джок терапия».

При работе с массажными шариками су-джок происходит воздействие на биологически активные точки и стимуляция речевых зон коры головного мозга.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием. Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.

Список литературы:

Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. -М. :ТЦ «Сфера», 2003.- 88с.

Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. 400с. //[Электронныйресурс]/ Режимдоступа:https://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-107.shtml

Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с. ;

Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжё лыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребё нок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М. : Центр лечебной педагогики,1999. –Вып. 2 -44–52с. 3.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. / Бондаренко А. К. - 2_е изд., дораб. - М. : Просвящение, 1991.

4. Венгер Л. А. ,Мухина В. С. Детская психология. / Венгер Л. А. ,Мухина В. С. - М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребё нка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М. : Просвещение, 1987.

Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М. : Айрис-пресс,2004.-48с.

Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком. - М. : Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.- 88с.

Жукова Н. С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников : Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. – Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.– с. 24-26;

Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977.

Максаков А. И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М. : Просвещение, 1983. – с. 32-35;

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М. : Просвещение, 1983.– 144 с. ;

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр игровых упражнений. — М. : Книголюб, 2008.-128с.

Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях : Кн. для логопеда / С. А. Миронова – М. : Просвещение, 1991.– 208с.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Рецензия на логопедическое занятие с подгруппой детей старшего дошкольного возраста Тема: Звук [ы] Дата: 29.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция речевого развития Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа) Количество.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:

Публикация Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Власова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивной практики
Опубликовано: 26 января 2020 в 15:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД