Получи документы

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО

Надежда Войнова
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО

Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС ДО. Одной из задач Стандарта является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Публикация «Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до» размещена в разделах

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи родителям в процессе воспитания детей и сохранении их психологического здоровья.

Современная семья зачастую встречается с различными трудностями внутрисемейных отношений: (одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в воспитании ребенка; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с оптимизацией на предприятиях; занятость матерей и отцов, приводит к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями). Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование личности ребенка, на функционирование семьи в целом, увеличивает дефицит общения между членами семьи.

Учитывая актуальность детско-родительских отношений в семье, ставлю перед собой цель – содействие и психологическая помощь родителям в процессе воспитания детей.

Задачи:

содействие формированию психологической компетентности родителей (законных представителей) в закономерностях развития ребенка, в вопросах развития и воспитания, в повышении ответственности за психоэмоциональное благополучие детей;

расширение возможностей понимания своего ребенка родителями и улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком;

развитие эффективных компетенций взаимодействия родителей с ребенком через игровой тренинг;

формирование доверия родителей (законных представителей) к психологической службе ДОУ.

Поставленные цели и задачи реализуется путём следующих направлений работы: диагностического, информационного, развивающего, консультационного блоков.

В системе детско-родительских отношений родители являются ведущим звеном, и от них зависит, как складываются отношения, как формируется под их влиянием личность ребенка. Для обучения родителей компетенциям эффективного взаимодействия с детьми мною проводятся:

- мастерские «Права ребенка и Права родителей», «Профилактика личностных расстройств детей дошкольного возраста», «Психологический портрет ребенка»;

- групповые консультации с целью помочь родителям справляться с

проблемами, возникающими при воспитании детей;

- индивидуальное консультирование родителей по запросам, связанных с эмоциональными нарушениями ребенка (страхи, агрессия, застенчивость);

- анкетирование родителей «Особенности поведения Вашего ребенка».

Наиболее эффективный результат психолого-педагогического сопровождения детско-родительских отношений дает игровой тренинг. Нами проводятся занятия для родителей и детей по программе «Игровой тренинг по сценариям русских народных сказок» Г. И. Репринцевой, направленные не только на коррекцию разбалансированной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер дошкольников, но и на формирование родительских компетенций в общении с ребенком, лучше понимать и принимать своего ребенка.

Целесообразность проведения игрового тренинга обусловлена тем, что у родителей появляется возможность получить опыт эффективного взаимодействия с ребенком, возможность вступить с ребенком в тесный контакт.

Детско-родительский игровой тренинг выстроен таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям и научаются к ним относиться безоценочно, с пониманием. Дети и родители, взаимодействуя в группе, тем самым помогают друг другу в решении проблем. Курс таких занятий – это первый шаг на пути разрешения межличностных конфликтов в семье, преодоление отклоняющего поведения. На занятиях много игр. Родители, играя с ребенком, находятся на территории его интересов. Подчинение и взрослых, и детей единым правилам игры дают возможность ребенку почувствовать свою значимость, а родителю – сойти с позиции всегда правильного и недосягаемого, побыть в роли ребенка.

В процессе игрового тренинга ребенок и родитель видят себя во взаимодействии с другими как в зеркале отношений, поступков и действий других. Тем самым они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.

Ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки. Он получает от родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Родители, наблюдая за ребенком, по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком. Участие родителей в игровом тренинге способствует лучшему пониманию ими своего ребенка.

На занятиях отрабатываются навыки общения, преодолеваются страхи, устанавливаются продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, она социализируется. На занятиях отводится время на развитие творческого и эффективного мышления, уделяется внимание раскрепощению живой души, выявлению эмоциональности, непосредственности, открытости, творческого потенциала и эмпатии детей. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся в реальную жизнь.

Результатами психологического сопровождения старших дошкольников являются:

повышение социально – психологической компетентности родителей (законных представителей);

согласованность взаимодействия всех участников образовательной деятельности (воспитателей, педагога-психолога, детей, их родителей);

улучшение психического и эмоционального самочувствия детей;

гармонизация детско-родительских отношений;

содействие оптимальному развитию личности ребенка и укреплению внутрисемейных связей и отношений.

Таким образом, психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях введения ФГОС ДО возможно через вовлечение родителей в сотрудничество с детским садом, включая психологическое просвещение и консультирование родителей; участие родителей в установлении партнерских и доверительных отношений между всеми участниками образовательной деятельности с помощью игрового тренинга, что создает особую культуру поддержки и помощи ребенку в решении задач индивидуализации образовательного процесса и сохранении психологического здоровья ребенка.

Литература:

А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер Стили семейного воспитания

Бодалев А. А. Психология межличностных отношений

Дружинин В. Н. Психология семьи

Котова Е. В. Детско-родительские отношения в различных типах семей Спиваковская А. С. Как быть родителями? - М. : Педагогика, 1986.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План-график внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС до в ДОО № п/п Мероприятия Срок исполнения Ответственные 1. Нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ДО в ДОО.

План внедрения ФГОС дошкольного образования на 2014–2016 годы На основании приказа Министерства образования и науки Самарской области №42-од от 06.02.2014 «Об обеспечении введения ФГОС ДО в Самарской.

Библиотека изображений:

Публикация Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Войнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС ДО
Опубликовано: 30 марта 2015 в 21:46
+210Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 153.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД