Папки-передвижки

Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста

Ольга Губрий
Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста

«Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста»

«Учить ребёнка каким – нибудь пяти неизвестным ему словам,

и он будет долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать таких слов –

и ребёнок усвоит их на лету…»

К. Д. Ушинский

Публикация «Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие.

В раннем возрасте ребёнок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Речь ребёнка является важным показателем его психического развития. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Речь вроде бы развивается достаточно успешно и сама по себе, если жизнь ребёнка наполнена интересными и разнообразными событиями и делами, а рядом с ребёнком – педагоги с богатой правильной речью и желанием общаться с детьми.

Проблема развития детей раннего возраста, в частности, развития речи, обусловила выбор педагогической технологии : «Технологии наглядного моделирования».

Что такое моделирование, модель?

Моделирование – это исследование каких – либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Модель – это любой образ (мысленный или условный, изображение, описание, схема, чертёж, график) какого – либо процесса. Наглядное моделирование используют при ознакомлении детей с природой, усвоения элементарных математических представлений, развитии памяти, воображения, развитии речи, развитии коммуникативных навыков.

В своей педагогической работе я хочу использовать технологию наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста. Активная и целенаправленная работа по развитию речи методом моделирования форм устного народного творчества (сказок, потешек) будет способствовать:

- воспитанию у детей интереса к «художественному слову»;

- развитию, обогащению пассивной и активной речи, формированию знаний об окружающем мире, развитию памяти и воображению, формированию умения у детей вслушиваться в речь взрослого;

- развитию коммуникативных навыков: развитию свободного общения взрослого и детей, практическому овладению нормами русской речи, воспитанию интонационной выразительности речи детей;

- развитию художественного восприятия, эмоционального отклика при восприятии художественного материала, развитию элементов творчества: участвовать в инсценировках народных сказок, умению рассказывать сказки, потешки, используя картинки, символы – заместители наглядного моделирования.

На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования : заместители, пиктограммы, мнемотаблицы.

ЗАМЕЩЕНИЕ – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально – условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, круги, овалы. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин, характера персонажа сказки. Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, т. е., каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на фланелеграф в процессе чтения. Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами – заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Например, сказка «Теремок» - маленький круг серого цвета – это мышка, большой круг коричного цвета – медведь.

Отработка приёма происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается. В дальнейшем можно придумать с детьми и новые сказки, используя готовые заместители. Этот вид моделирования можно использовать при чтении потешек – рассказывание потешки по картинке.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – это вид моделирования, направленный на развитие двигательной активности и на понимание слов.

Например, сказка «Лиса, кот и петух», воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия, используя модели (ушёл, пришёл).

ПИКТОГРАММА – символическое изображение, заменяющее слова. Например, использование пиктограмм по сказке В. Сутеева «Под грибом».

В игру входят пиктограммы с изображением:

- слов – предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;

- слов – действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растёт, светит, покажи;

- слов – признаков: большой, маленький, грустный, веселый;

- слов – предлогов: под, за, на, над, около, к.

МНЕМОТАБЛИЦА. Мнезис в переводе с латинского означает память. Особенность приёма – применение не изображения предметов, а символов. Заучивание стихотворений, потешек.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:

Публикация Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Губрий на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование технологии наглядного моделирования в речевом развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 13 октября 2021 в 13:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД